К нам на горячую линию поступил звонок, что за животными в зоопарке плохо ухаживают и содержатся звери в слишком маленьких клетках.
Здесь экстремально всё. Прежде чем зайти на территорию передвижного зоопарка можно не только испачкаться, но и сломать ноги. Повсюду доски, грязь, лужи…
Работник зоопарка: «У меня есть директор и это его головная боль, а не моя».
Но если для посетителей, которые, между прочим, за вход должны заплатить девять рублей, здесь созданы такие условия, то каково постояльцам?! Зоозащитники говорят, что в таких скромных апартаментах животные медленно сходят с ума. Когда верблюд встаёт на ноги, его горб достаёт до потолка! Эта клетка в десять раз меньше, чем положено!
Ольга Агеева, руководитель проектов Центра этичного отношения к природе: «Тигры и львы должны находиться в клетке, которые в четыре раза больше должны быть, чем те, в которых они находятся! Это нормы, установленные законодательством Республики Беларусь».
В этом передвижном зоопарке – 29 животных. Их кормят один раз в день. Чем? Нашей съёмочной группе отказались показывать. Мол, из-за дождя и грязи не дойдём до холодильника.
– Мы каждое утро убираемся, опилки свежие стелем.
– Так нет практически опилок!
– Ну, они уже утоптались.
Директор зоопарка Виктор Буравцов – из России, сейчас, говорят, в Смоленске. Впрочем, и сам зоопарк якобы тульский. А вот наёмные работники здесь – белорусы. Рассказывают, что гастролируют по нашей стране давно. Ведь в России сейчас вносят поправки в законодательство, после чего такие зверинцы могут и вовсе запретить, как это уже сделали в Украине. Получается, тульскому зоопарку остаётся гастролировать по Беларуси? На вопрос: не жалко ли вам несчастных животных работники зверинца успокаивают, мол, эти звери другой жизни и не знали.
Татьяна Антонова, администратор передвижного зоопарка: «Среди наших питомцев нет животных, пойманных в дикой природе. Это дети других зоопарков, дети тех зверей, которые родились у нас, это цирковые пенсионеры».
А ещё здесь оправдываются: правила «Об условиях содержания диких животных в неволе» не читали, потому, что не смогли их найти.
– Для передвижных зоопарков мы ничего не можем найти!
– Это не передвижные зоопарки, это содержание диких животных в неволе. Есть чёткое определение: у вас неволя и дикие животные! Есть чёткое определение, говорящее о том, как они должны содержаться, и какие условия должны быть.
– И что здесь нарушено из условий?
– Абсолютно всё!
После звонка на нашу горячую линию в передвижной зоопарк приехала целая комиссия: специалисты из Минприроды, зоозащитники, ветеринары и учёные.
– Как такое может быть, что животные здесь стоят, а ветеринарные службы не в курсе?
Ирина Протас, специалист Управления ветеринарии Комитета по сельскому хозяйству и продовольствию Минского облисполкома: «Дело в том, что они приехали и, можно сказать, самовольно разместились, не поставили в известность. То есть они должны были приехать в районную ветеринарную службу, поставить в известность, не просто зайти и сказать в фойе, что здравствуйте, мы приехали. Они должны были прийти к главному врачу района, либо в его отсутствии к его заместителю, предоставить документы и договориться о том, что будет какой-то период карантинирования».
Но никакого карантина не было. В передвижном зоопарке нет своего ветеринара. Отсутствуют и необходимые документы. Это значит, животные могут быть больны! Заразиться может и человек: от глистов до лептоспироза, который вызывает бесплодие у женщин, и даже бешенство – не исключают ветеринары! Обеспокоены и учёные, вовлекая в проблему передвижных зоопарков всё больше госорганов.
Руслан Новицкий, официальный представитель НАН Беларуси: «Из-за того, что с Российской Федерацией у нас нет таможни, у нас перемещаются животные между границами без всяких сертификатов. Поэтому незаконный оборот набирает силу. Поэтому я бы призывал наши таможенные органы на этом сосредоточить внимание в ближайшее время. Для того, чтобы мы предотвращали подобные перемещения и появления таких объектов у нас на территории страны».
В ходе осмотра представители Минприроды установили многочисленные нарушения, на месте составили протокол, запустили административный процесс.
Татьяна Железнова, официальный представитель Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Беларуси: «Визуально понаблюдав за животными и изучив клетки, в которых они содержатся, я увидела, что они не соответствуют требованиям нашего законодательства. Министерство со своей стороны совместно с ветеринарными службами, а также совместно с Национальной академией наук обязательно примем исчерпывающие меры для того, чтобы устранить выявленные нарушения».
Парламентарии призывают внимательно изучать законы. И, конечно, неукоснительно их соблюдать. А вот запрещать передвижные зоопарки в Беларуси пока не собираются.
Татьяна Конончук, председатель Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь по вопросам экологии, природопользования и чернобыльской катастрофы: «На сегодняшний день все контролирующие в этом направлении органы имеют право или ограничивать действие физических или юридических лиц, или ввести запрет на эту деятельность. Если необходимы ещё усиления в этой связи, то мы готовы рассматривать и работать в этом направлении».
Одно радует зоозащитников, в передвижном зоопарке сейчас практически нет посетителей.
Маргарита (маленькая девочка): «Я не видела, я не ходила, но мне подруга рассказывала, что они в маленьких клеточках там и им ничего не дают, и их, наверное, нельзя кормить».
Не больше десяти посетителей в день. То ли погода влияет, то ли дороговизна билетов. А может, белорусам просто жаль животных? Ведь если никто не будет приходить сюда, то и этот животный бизнес самоликвидируется.
Подписывайтесь на нас в Telegram