Миллионы евро «подвисают» и не выплачиваются людям. Как работают фонды помощи бастующим белорусам? Рубрика «Антифейк»

Миллионы евро «подвисают» и не выплачиваются людям. Как работают  фонды помощи бастующим белорусам? Рубрика «Антифейк»

Как из определенных фондов исчезли в неизвестном направлении десятки тысяч долларов, которые наивные люди жертвовали для тех, кто «несогласен»? Или кто поддался на призывы и лозунги и бросил работу и решил побастовать, рассчитывая на мягкую подушку безопасности, которую красочно и даже навязчиво обещали подстелить в соцсетях? Мол, не будешь работать – молодец, мы и заграница тебе поможем. Но реальность оказалась куда жестче. Деньги с площадок сбора средств By_SolBy_Help кому-то действительно помогли – неплохо устроиться по жизни. А кого-то даже не просто, а очень просто, как в старой рекламе, обули и обманули. Получилось проще, чем у Мавроди.


Тема фондов помощи в последние месяцы стала громкой в определённых сегментах Байнета. А на уходящей неделе вообще – чуть ли ни одной из главных. Я, для начала, обозначу личную позицию: помогать людям – хорошо, просить помощи – тоже незазорно, и, если обе стороны довольны, пусть так и будет. Но до конца ли честна каждая из сторон друг с другом?  

Вопрос, который у нас возник достаточно давно: а зачем столько Фондов помощи белорусам? Отдельный Фонд солидарности, By_Sol, By_Help, помощь спортсменам, помощь журналистам, помощь адвокатам и так далее. Это же всё, так или иначе, помощь тем, кто не согласен с действующей властью. Почему не создать один Фонд – и помогать всем? Так проще собирать деньги, это экономия на персонале, нет путаницы. Наш вывод – именно путаница кому-то и нужна, раз уж в абсолютном большинстве Фонды созданы и обслуживаются одними и теми же людьми. А вдруг «солидарность» как главная цель – это фейк, то есть ложь? 

Кто не в теме – почему мы вообще сейчас об этом говорим? На неделе Следственный комитет в рамках давно открытого уголовного дела по призывам к действиям, направленным на причинение вреда национальной безопасности, наложил арест на все средства, которые были перечислены с зарубежного счёта фигуранта Алексея Леончика на белорусские счета. По-простому: если кому-то пришли деньги от так называемого Фонда – эти деньги банк списал с карты. Алексей Леончик – основатель и участник сразу нескольких Фондов. 

Я бы для начала предложил зрителю оценить главный аргумент самого Леончика, который утверждает, что делать нельзя. 

Алексей Леончик: «Это юридически перевод денег одного частного лица другому». 

То есть Фондов как таковых не существует, это фейк. Естественно, нет никакой регистрации в Минюсте. И по-честному господин Леончик в «Фейсбуке» должен был бы так и написать: ребята, вот данные моей личной карточки, кто хочет – бросайте мне на счёт деньги, а я со своей карточки буду помогать другим людям. Честность Леончика оценивать не возьмёмся, раз уж этим занялся Следственный комитет, но у нас есть основания считать, что господин Леончик под шумок то ли намеренно, то ли случайно заявил о куда большей сумме, которую заблокировали силовики, чем есть на самом деле. Куда ушли деньги, собранные белорусами, – непонятно. Наберитесь терпения, при передаче дела в суд это станет известно.  

Я вот постараюсь быть максимально честным. Хотя рассказать всё, что знаю, не смогу. Несколько недель назад нас заинтересовал другой человек – Андрей Стрижак. Личность в определённых кругах известная, Фонды создавал и рекламировал ещё несколько лет назад, в этом году начал набирать обороты с Фондом помощи врачам в борьбе с пандемией, затем By_Sol, By_Help, помощь спортсменам и так далее. Ко всем он причастен – или основатель, или сооснователь. Юридически, само собой, он собирает деньги на личные счета. 

Сколько собрано? Проблема в том, что оценить реальную сумму невозможно. Нужно руководствоваться или публичными заявлениями самого Стрижака, или публичными счётчиками сбора денег в «Фейсбуке». Последнее – дело очень хитрое, в конце ролика я объясню, почему. Так или иначе считается, что Стрижак собрал чуть больше 6,4 миллиона евро. Прилично. Потрачено на помощь белорусам, правда, 2,3 миллиона. На вопросы даже «независимых» СМИ, где деньги, Стрижак говорит, что всё будет выплачено, но потом, мол, не успевают обрабатывать заявки. А «подвисло» 4 миллиона евро. 

Мы постарались набросать схему, как это всё работает. Итак, пять способов сбора денег, три фонда, один основатель, который фактически является собственником денег – и две статьи расходов. Опять же, мы не утверждаем, что Стрижак присваивает всё себе, часть денег и правда уходит на помощь врачам и другим белорусам. И здесь, по идее, Стрижак молодец. Но как-то резко изменилась его жизнь после успеха с Фондами. Так как Стрижак оставляет личные банковские данные, найти следы его трат сложно, но можно. 

Вот здесь всё рассказать и не сможем – утверждать что-то может только следствие, придётся, опять же, немного подождать. Но что мы готовы заявить: господин Стрижак не ходит пешком, потому что расходы на такси за пару месяцев составляют несколько тысяч долларов; господин Стрижак налегает на фаст-фуд, и на бургеры тратит он прилично; господин Стрижак редко снимает наличку, но порой переводит крупные суммы то ли родственникам, то ли однофамильцам – утверждать не будем. Ну и всякие мелочи типа оплата коммуналки и заказ техники в Интернете со средств белорусов – тоже, само собой. Из того, что мы смогли насчитать, – на себя Стрижак уже потратил 14 тысяч 600 евро. Надеюсь, следствие в подсчёте будет точнее. 

Логичный аргумент – собрал ведь 6 миллионов, умничка, ну взял себе «пятнашку» – Бог с ним. В целом – согласен. Но есть нюансы. Признаюсь, что, изучая Стрижака, задал себе вопрос: а насколько популярен в Беларуси сбор денег через криптовалюты? Это те самые биткоины и токены эфириум – на них открыты кошельки. И вот здесь приоткрывается удивительный мир финансирования белорусских протестов. Для начала – Стрижак не очень глубоко разбирается в теме, шифруется плохо, поэтому мы можем утверждать, что на его кошельках на начало ноября было 9 биткоинов и 6 эфириумов. В евро это где-то 150 тысяч. Вопрос: даже если белорусы жертвуют криптовалюты – зачем держать их на кошельках? Биткоином заводчанину не особо поможешь – переведи в евро и забрось на счёт. Но ответ есть – ещё одна схема. Вуаля, как говорится. 

Движение криптовалюты Стрижака направлено на то, чтобы как можно сложнее было отследить происхождение денег. Вообще это похоже на отмывание, но утверждать не будем. А вот что будем – это то, что на кошельках Стрижака всегда плюс-минус 10 биткоинов и 10 эфириумов. Криптовалюта поступает с валютных счетов, прогоняется по запутанной схеме через биржи и падает на личный счёт Стрижака – и колесо запускается снова. Какая сумма прошла по такой схеме – не знаем, но один биткоин стоит около 15 тысяч долларов. Прикиньте сами. 

И да, интересная деталь. Как-то Стрижак громко разнёс новость, что опасается белорусских силовиков, и поэтому покинул страну и уехал в Украину. Это ложь. Но момент сообщения этого шокирующего известия Стрижак уже как две недели находился вне Беларуси, чтобы зафиналить схему по криптовалютам. Точно он был в Нидерландах, предположительно – ещё и в Великобритании.  

Но даже если Стрижак ворует – не в этом суть. Я сейчас расстрою многих, но невероятные белорусы собрали куда меньше денег, чем заявленные Стрижаком 6 миллионов евро. Меньше раз в 8, то есть около полумиллиона. Откуда тогда выплаты на 2,3 миллиона? А вот это как раз и финансирование белорусских протестов. Кто перечислил почти два миллиона – пусть разбирается следствие.  

И вот главная мысль – зачем много фондов, а не один? И здесь же содержится ответ на вопрос «окей, 500 тысяч от белорусов и два миллиона от ещё каких-то инвесторов – но говорят о сумме в 6 миллионов, где ещё четыре?». А нигде. Этих денег, как я считаю, не существует. Как это работает – напомню, фонды юридически – это счета частного лица. Есть сто тысяч евро – они падают на один фонд, и он в графе «зачисления» солидарно растёт, из этого фонда те же сто тысяч перебрасывают на другой фонд – и его графа «зачисления» растёт, потом третий, четвёртый и пятый. Номинально есть сто тысяч евро, 5 фондов показывают приход в полмиллиона. Зачем? Чтобы вы заходили на «Фейсбук», видели мощную цифру в 6 миллионов и думали: «Вот белорусы столько собрали, что я, 50 евро пожалею?» Получается такая финансово-психологическая пирамида. Которая рано или поздно пропадёт – или случайно, или намеренно. 

Продолжим занимательную математику. Пять фондов, связанных со Стрижаком, сумма в 6,4 миллиона евро. Если предположить ранее озвученную схему верной, то денег в 5 раз меньше. Получается где-то миллион триста: это как раз 500 тысяч от белорусов плюс два миллиона от инвесторов минус деньги, которые реально были выплачены. И это мы ещё не сказали, что на «зарплате» в «фондах» – родственники и друзья их основателей. 

Вывод. На наш взгляд, в фондах осталось мало денег, и то, что сейчас государство блокирует переводы, – это, скорее, работа на будущее, чтобы отсечь поступление в страну денег от «инвесторов», а не от сопереживающих белорусов. Сопереживаете? Найдите человека и помогите лично, зачем вам эти фонды? В которых статья «Мошенничество группой лиц в особо крупном размере» видна даже политическому обозревателю. А фейк это или нет – покажет время. И следствие. 

 

 

Подписывайтесь на нас в Telegram

Корреспонденты:
Игорь Тур