30 лет назад, 17 февраля 1987 года в Минске появился «Государственный оркестр симфонической и эстрадной музыки Белорусской ССР».
Пройдёт время и коллектив получит звание «национального», затем, «академического» и «заслуженного». Но это лишь в малой степени отразит популярность этого оркестра. В различных жанрах, стилях и направлениях он создал такое количество концертных программ, фестивалей и конкурсов, что хватило бы на достойную статью в Книге Рекордов Гиннесса. Почти все белорусские эстрадные исполнители начинали свою карьеру именно в этом профессиональном коллективе, который принципиально никогда не играет под фонограмму.
Все 30 лет оркестром руководит народный артист Беларуси, профессор Михаил Яковлевич Финберг. 21 февраля он отметит своё 70-летие.
Популяризация белорусской музыки, возвращение музыкального наследия старинной музыки, популяризация академической и эстрадной музыки, ну и джаз, конечно. Я боюсь, что без вашей помощи я не смогу разобраться в профиле вашего оркестра. Чем вы всё-таки занимаетесь?
Михаил Финберг: «Действительно, наш оркестр называется «концертный оркестр», но ещё два слова: симфонической и эстрадной музыки. Мы занимаемся и джазовой музыкой. Это отдельный большой пласт культуры и национальной, и мировой, и, безусловно, культуры нашей республиканской, белорусской. Мы фактически рассказали Беларуси о культуре, которая была с XVI столетия во всей нашей родной Беларуси. Мы провели за это время 323 фестиваля в маленьких, культурно-исторических центрах Республики Беларусь».
Вы сказали более 300 фестивалей за 30 лет существования оркестра, то есть более 10 фестивалей в год. Это же колоссальная нагрузка. Как музыканты с ней справляются?
Михаил Финберг: «Вы прибавьте ещё сюда фестивали «Славянский базар» и Фестиваль белорусской песни и поэзии в Молодечно, ну и 29-й Фестиваль джаза. Это о многом говорит. Музыканты любят свою работу. Они знают, что они делают. Мы делаем это всё для нашей страны. Мы любим нашу страну. И я воспитал так этот оркестр только через любовь к своей Родине, через любовь к белорусскому, национальному. Поэтому мы вместе работаем много десятков лет».
Как изменились музыкальные предпочтения аудитории, публики за 30 лет, которые существует ваш оркестр, и 50, которые вы, как музыкант, выступаете?
Михаил Финберг: «Сейчас стали все сочинять: кто может, кто не может. К этой музыке люди привыкают, но та школа, которая была создана в Советском Союзе и до него, мировая школа немножко утеряна. Мы же её сохранили. Мы играем всё, как положено по школе. Академической школе. Поэтому мы работаем тесно с Союзом композиторов, с лучшими музыкантами, которые живут в Москве».
Вы намекаете на то, что общая музыкальная культура за эти годы неуклонно снижается?
Михаил Финберг: «Так сказать в общем нельзя. Но сочинить песню сложно, выучить сложно, спеть сложно, исполнить сложно. Но сохранить, сейчас мне кажется, ещё сложнее».
Подробности – в видеоинформации
Подписывайтесь на нас в Telegram