Новостные ленты СМИ переполнены сообщениями из Литвы, где набирает обороты миграционный кризис, плавно переходящий во внутриполитический. На основании текущих событий наш колумнист Павел Игнатьев делится личным взглядом на состояние современной литовской государственности.
Понять, что происходит в Литве, несложно. Как член Евросоюза страна вынуждена играть по правилам «большой европейской семьи», где раздают «плюшки» не только в виде финансовых дотаций, но и мигрантов с Ближнего Востока. Условий и возможностей для этого у прибалтов, а главное, желания нет, но приходится...
Так вот, задумаемся, к чему пришла эта страна за годы «демократии»? Почему в некогда успешной республике стали возможны сегодняшние события?
Социалистическая Литва канула в Лету в 1991 году, воспользовавшись по Конституции Советского Союза правом добровольного выхода из его состава. Минуло 30 лет – достаточный исторический период, чтобы разобраться, что было построено почти за треть века.
Весной текущего года эксперты Вильнюсского института политического анализа (ВИПА) посвятили этой теме развернутое социологическое исследование. Оно показало, что у литовских граждан нет однозначной позиции, по какому пути должна развиваться страна, и «туда ли» шли три последних десятилетия. Отмеченные респондентами буксование экономики, массовый выезд на заработки в Европу, увядшие сельское хозяйство и иное «наследие социализма» не добавляют оптимизма. Плюс – слабое здравоохранение, вяло противостоящее коронавирусу, отсутствие самостоятельной от ЕС и США внешней политики и системы ценностей общества, утекающие в бюджет НАТО деньги.
Одним словом, задор от становления на «демократические рельсы» идет на убыль.
Граждане сомневаются, что Литва за период членства в Евросоюзе получила какие-то дивиденды, кроме евродотаций, унизительных по своей сути. Не устраивают и статус площадки сбыта товаров ведущих стран Европы, низкий рейтинг конкурентоспособности в ЕС.
На фоне таяния прозападных настроений более положительные оценки получает «советский период» Литвы, уменьшается антироссийская риторика. Видимо, жесткая, но сдержанно-культурная реакция руководства России на «уколы» литовских политиков поворачивает «флюгер» настроений в иную сторону. Значительная часть опрошенных уверены в необходимости нормализации отношений и с Беларусью.
Таких откровений в ВИПА не ожидали. Кому, как ни социологам, известно, что настроения в опросах населения могут выразиться в результатах очередных выборов. И куда качнется маятник – загадка. Так что эксперты призадумались.
В принципе, ничего сенсационного нет. При всех достоинствах и недостатках пребывания в составе СССР Литва, как и вся Прибалтика, оставалась «витриной социализма». Высокий уровень жизни, твердые социальные гарантии и статус «обласканной» республики еще будоражат память. Прибалтика всегда ставилась в пример, попасть туда по распределению было мечтой советских людей. Товары легкой промышленности, народного потребления и продукты, изготовленные в ЛитССР, знаменовали собой качество.
Развивалась и поддерживалась «из центра» национальная культура, литовский язык, традиции. Известно, что даже Первый секретарь ЦК Компартии Литвы Пятарс Гришкявичус лично переводил художественные книги с русского на литовский язык.
Видимо, у литовцев наступает своеобразное прозрение, позволяющее трезво оценить все «за и против» каждого исторического цикла, не отмахиваясь от прошлого. Это – не приступ ностальгии. Назовем это осознанием или активизацией исторической памяти. И есть ощущение, что просто нужен тот «союзный» уровень жизни с уверенностью в своей стране, потеряв которые, не приобрели в новой европейской жизни.
Но стабильность государства зависит не только от происходящего внутри, но и снаружи. Иными словами, от отношений со странами-соседями. А соседи Литве достались весьма приличные, включая Беларусь. Только кажется, что их не ценят последние поколения руководителей Литвы, ищущих врагов то в Москве, то в Минске.
Но были в истории независимой Литвы и другие лидеры. Например, Альгирдас Бразаускас, бывший в разные годы президентом и главой правительств. Ему, почему-то, никто не мешал и не угрожал. Взвешенной и адекватной политикой он строил диалог с политическим и торгово-экономическими партнерами – и на Западе, и на Востоке. Неужели дальше нельзя было действовать в подобном ключе? Все возможности были, есть и сейчас. Нужно просто захотеть.
Есть в Литве и сейчас «островки» здравого смысла. Даже среди крупных должностных лиц. Например, Ричардас Малинаускас, мэр Друскининкая, где расположен санаторий «Беларусь» Управления делами Президента Беларуси, подвергшийся жестким санкциям ЕС и официального Вильнюса. Блокировка финансовых счетов санатория более чем на полгода лишила заработка и работы около 400 человек белорусских и литовских граждан. Последние, кстати, оказались в большинстве. Стоит отметить, что «Беларусь» специализируется, прежде всего, на лечении детей, которые не получали необходимое санаторное лечение. Так вот Малинаускас направил запрос о законности приостановки работы санатория, назвал абсурдом ущемление прав граждан по политическим мотивам. Вдобавок, 6 мая текущего года он возглавил протестную автомобильную акцию с участием сотрудников «Беларуси» против санкций. Согласитесь, пример достойного чиновника.
Но политиков, отстаивающих интересы собственной страны, ее добрые отношения с соседями, похоже, в Литве не хватает. Государственный механизм исправно работает согласно задачам, поступающим из Брюсселя. И требование ЕС о приеме мигрантов и делении «квот» с европейскими государствами, задыхающимися от потоков беженцев – неотъемлемый атрибут «демократии». Руководство ЕС четко дает понять: членство в организации не означает рай на литовской земле. Это – быть винтиком в системе, которая сама решает, в какую сторону тебя крутить.
Однако литовские граждане имеют личный взгляд на текущий миграционный кризис. Примечательно, в новостных лентах еще не довелось читать или слышать обвинения в адрес Беларуси, как спровоцировавшей прибытие беженцев в Литву. Претензии именно к литовскому руководству. Поэтому вспыхнувшие протесты населения никак не срежиссированы. Если руководство страны не может или не хочет защитить своих граждан, то граждане начинают обороняться самостоятельно. Видимо, считаться с мнением протестующих президенту Гитанасу Науседе придется. Ведь литовский миграционный кризис, в отсутствие действенных шагов по урегулированию, вполне может перерасти во внутриполитический кризис. И начало положено.
Гипотетически, нынешние события могут привести даже к смене правящей элиты и корректировке внешнеполитического курса. Кто знает, может, тогда литовские партнеры пересмотрят отношение к той же Беларуси? Действующее руководство на это вряд ли способно…
Подписывайтесь на нас в Telegram