Методика проведения экзитполов на выборах Президента Беларуси

​С восьми до трёх каждый 21-й, с трёх – каждый 15-й. Схему опроса и вопросы они знают, как говорится, на зубок. Всё чётко по графику.

С восьми до трёх каждый 21-й, с трёх – каждый 15-й. Схему опроса и вопросы они знают, как говорится, на зубок. Всё чётко по графику. Но как бы ни хотелось погреться в помещении, нельзя.

Чтобы опрос был максимально точным и признанным, те, кто его проводит, должны соблюдать правила в мельчайших деталях. Главное не ступать за порог избирательного участка, а встречать проголосовавших примерно в 15 метрах от входа. По отношению к журналистам и другим любопытствующим, интервьюеры дали обет молчания. Если раньше восьми вечера кто-то из них даст хоть какую-нибудь информацию, данные всей группы будут аннулированы.

Пол. Возраст. За кого голосовали? Давно ли определились с выбором? Ответы на вопросы старший группы оперативно сообщает в колл-центр. Телефонисты также закрыты от прессы, чтобы информация не просочилась раньше времени. «Евразийский барометр» замеряет политическую атмосферу в Беларуси сразу на 303 участках во всех регионах страны. Их выбрали с помощью жребия. Опрос проводят 909 подготовленных специалистов, то есть трое на каждом участке. Авторитетный некоммерческий социологический институт объединяет организации в 25 странах. Руководитель – Кристиан Херпфер – лично координирует работу. Ведь цена любой ошибки – удар по мировому имиджу «Евразийского барометра».

Кристиан Херпфер, директор Института сравнительных социальных исследований «Евразийский барометр» (Австрия): «Результаты наших опросов – одни из самых точных в Европе. Отличие от официальных результатов получается на уровне статистической погрешности. До этой работы в Беларуси мы проводили экзитполы на президентских выборах в Австрии, Болгарии, Украине. Окончательные цифры подсчитанных голосов отличались от наших опросов менее чем на 3%».

Наблюдать за белорусским экзитполом «Евразийского барометра» приехали профессоры ведущих вузов Германии, Испании, Швейцарии, Великобритании. Среди них и британка белорусского происхождения Елена Коростелёва. Преподавать в Англию она уехала из Минска 17 лет назад, поэтому, не раздумывая, согласилась наблюдать за опросом в родной Беларуси.

Елена Коростелёва, профессор Кентского университета (Великобритания): «Хочу заметить, что на всех участках я очень довольна и качеством опроса, а также профессионализмом участников. Они меня не знают как наблюдателя. Я к некоторым подходила и не представляясь пыталась поучаствовать в опросе, но они себя вели согласно инструкциям очень профессионально. Я очень довольна профессионализмом и поведением самих интервьюеров».

Экзитпол – это американское изобретение. Первый опрос на выходе провели ещё в 1967-м году прошлого века на губернаторских выборах в штате Кентукки. С тех пор экзитполы стали популярны во многих странах, так как позволяют буквально сразу после голосования узнать предварительный результат. Кроме того, качественный экзитпол может выявить фальсификацию результатов выборов, если цифры кардинально отличаются. Однако есть очень важная деталь, без которой опрос будет некорректным. Подавляющее большинство избирателей должны отвечать интервьюерам, хотя и вправе отказаться, ведь голосование тайное. Но как показывает практика, белорусы отказываются редко.

Давид Ротман, директор Центра социологических и политических исследований БГУ: «В принципе, это где-то 7-8 процентов, это недостижимость у нас называется. А что касается вообще социологических исследований, то довольно редко у нас бывают отказы, очень редко бывает, чтобы не пускали в квартиры – у нас же обычно поквартирный опрос проводим по случайной выборке. Вы обратите внимание: те люди, которых останавливают стоящие здесь интервьюеры, вообщем-то отвечают на вопросы, не отказываются, а это говорит о том, что есть какое-то доверие».

Помимо «Евразийского барометра», опросы на президентских выборах проводили Белорусский комитет молодёжных организаций и Институт социологии Академии наук. Специалисты этих организаций также охватили сотни избирательных участков в белорусских городах и сельской местности, где должны были опросить около 50 тысяч избирателей. Теперь после окончания выборов можно сравнить результаты всех социологических служб, а после подсчёта бюллетеней узнать, чей прогноз оказался точнее.

Подписывайтесь на нас в Telegram

Корреспонденты:
Дмитрий Семченко
Операторы:
Алексей Шаплов