Мемориальный знак в память о расстрелянных нацистами мирных жителях установили в Воложине

Во время раскопок в котловане были обнаружены останки мирных жителей, расстрелянных нацистами в годы войны. Их имена не известны, но память о страшной расправе останется.

В Воложине на месте, где должны были стоять новостройки, появился мемориальный знак. Во время раскопок в котловане были обнаружены останки мирных жителей, расстрелянных нацистами в годы войны. Их имена не известны, но память о страшной расправе останется.

Он и сегодня спустя 73 года воспоминает этот день с содроганием. Петру Гаспаревичу было всего 14 лет, когда холодным осенним днём он, возвращаясь из школы, стал свидетелем кровавой расправы. На местном стадионе фашисты расстреливали местных жителей. За день – около 200 человек, не щадили ни женщин, ни детей.

Евреи в Воложине жили ещё задолго до войны – занимались торговлей, производством льна. Пока в 1941 году город не оккупировали немцы и начали целенаправленно истреблять местное население. В том числе на этом стадионе (см. видео – прим. ред.).

Очевидцы вспоминают: тех, кто оставался в живых, добивали или хоронили заживо. После войны на месте массовой расправы установили памятник «Скорбящая мать», позже на стадионе давали концерты приезжие звёзды. И казалось, в череде мирных дней все уже позабыли о той страшной трагедии. Но полтора года назад территорию отдали под жилищное строительство и во время раскопок наткнулись на человеческие останки.

Вместо строительства домов, на стадионе высадили деревья. А чуть выше, рядом с действующим памятником «Скорбящей матери» установили мемориальный знак в память о мирных жителях Воложина, расстрелянных нацистами. На плите ни одной фамилии – останки так и не удалось идентифицировать. Но почтить память жертв войны накануне Дня Независимости собрались местные жители, ветераны, представители всех религиозных конфессий, дипломаты, губернатор Минской области и бизнесмен, который и выступил инициатором создания памятника.

Среди гостей, приглашённых на церемонию, – Леонид Рубинштейн, хотя сам себя он гостем не считает. Узник девяти конкреционных лагерей, в том числе Минского гетто, разделяет боль земляков и до сих пор переживает, скольких родных и близких он потерял – не на фронте, а дома.

Подробности трагедии, случившейся осенью 1941 года на стадионе в Воложине, ещё предстоит выяснять учёным. Личные вещи, найденные во время раскопок, передали в местный музей. Возможно, какие-то предметы назовут и имя своего владельца – это важно для истории и современников, которые до сих пор ищут своих родных.

Восстановление памятников войны, монументов, захоронений – дело не только государственное. В благотворительной акции участвуют бизнесмены, банкиры и крупные предприятия. Они финансируют раскопки, ухаживают за мемориалами. Например, территорию у Кургана Славы благоустраивало сельхозпредприятие «Озерицкий Агро». А компания «Газпромнефть» к 70-летию Победы реконструировала Обелиск юным подпольщикам в Острошицком Городке. И примеров безвозмездной помощи становится всё больше, ведь память – общая, как и Победа.


Подробности – в видеосюжете нашего корреспондента

Подписывайтесь на нас в Telegram