Мечта бизнесмена

Важнейшее совещание у Президента было посвящено условиям ведения бизнеса в нашей стране.

Ответственность. Это понятие имеет непосредственное отношение ко многим событиям уходящей недели – от российского социологического опроса до важнейшего совещания у Президента, посвящённого условиям ведения бизнеса в нашей стране.

А точнее – тотальному контролю и излишним требованиям, которые губят в людях желание работать.

Один мой знакомый, которому приходится регулярно путешествовать на автомобиле между Минском и Москвой, поделился интересным наблюдением. Двигаясь по территории Беларуси, он ни разу за два года не нарушил скоростной режим. Но в России он же, с теми же навыками вождения и на той же машине, вдруг становится нарушителем-рецидивистом.

О чём это говорит? О том, что движение в Беларуси организовано лучше, чем в России. И что российская дорога, которая провоцирует вас на нарушения – организована так не по глупости, а главным образом для того, чтобы с неё могли кормиться коррумпированные полицейские.

Но если в организации движения Беларусь ушла далеко вперёд, то в условиях ведения бизнеса страна всё там же. У нас действуют сотни правил и инструкций, которые невозможно выполнить и которые существуют только для того, чтобы объяснить существование контролирующих организаций.

Частная компания «Белнемфа» – одна из старейших в стране. На рынке более 20 лет. Ежегодно экспортирует в Евросоюз тысячи тонн белорусских грибов и ягод. Уровень качества продукции подтверждают национальные и международные сертификаты. Обратно из ЕС фуры везут фрукты. За годы работы в фирме привыкли к многочисленным требованиям контрольных органов. Но то, что произошло недавно, уверяют бизнесмены, шокировало. Фуру, которая перевозила яблоки из одного склада на другой, задержала под Логойском оперативная таможня и без объяснений конфисковала груз.

Алексей Авсейка, главный инженер предприятия «Белнемфа»: «В тот же вечер я приехал со всеми документами, что товар находится в нашей собственности, был легально ввезён».

Выяснилось, что яблоки таможенники уже продали как скоропортящийся товар. Возмущённый собственник обратился в Минский областной суд и выиграл дело. Действия оперативной таможни признали незаконными и обязали возместить стоимость груза частной компании. Но денег бизнесмены так и не дождались.

Алексей Авсейка, главный инженер предприятия «Белнемфа»: «Оперативная таможня подала кассационный иск в Верховный суд, и он решил, что товар всё-таки должен быть конфискован. Сути мы не поняли, но якобы товар не должен перемещаться, мол, привезли в Минск, значит, не надо перевозить по республике. Но, во-первых, я, как собственник груза, могу транспортировать его куда захочу – даже без сопроводительных документов, это подтверждают все инструкции».

На этом история завершилась, но собственник всё равно считает действия таможни вышедшими за рамки полномочий. Конфликтов такого уровня в стране, конечно, единицы, но, уверяют бизнесмены, создаётся впечатление, что контролирующие органы не несут никакой ответственности за свои действия. Зато у бизнеса порой главная цель – выжить. И это при том, что, по докладу Всемирного банка, Беларусь вошла в десятку ведущих стран мира по проведению реформ, благоприятных для бизнеса. В рейтинге Doing Business 2017 («Ведение бизнеса 2017») республика заняла 37-е место среди 190 стран и улучшила положение по сравнению с минувшим годом сразу на 13 позиций. Причём по позиции «регистрация бизнеса» мы и вовсе пятые. Действительно, зарегистрировать своё дело можно за один день, а вот дальше начинается самое интересное.

В стране уже свыше 6,5 тысяч технических актов, причём более 500 – обязательные.В лицензировании – примерно 900 административных процедур. Например, чтобы открыть свою точку общепита, надо получить 12 технических актов и разрешений. На это «хождение по мукам» уходят месяцы. Как только ресторан открывается, начинаются проверки. МЧС, санэпидстанция, торговая инспекция – это далеко не весь перечень организаций, контролёров которых может увидеть предприниматель у себя на пороге. Причём прислать свою инспекцию каждая из фискальных структур может не менее четырёх раз в год с двумя плановыми и двумя внеплановыми «визитами». А это уже минимум 12 проверок в год. Возможно ли меньше?

Александр Рудык, заместитель генерального директора ресторана-пивоварни: «Я бы сказал один, два раза в два года. Это как человек, который бежит по беговой дорожке, если его постоянно дёргать, он не добежит. У нас жёсткие санитарные нормы, и это неплохо. Просто давайте чуть-чуть поменьше».

Ещё одна проблема проверяющих – постоянная смена стандартов. Последней каплей для грузинского ресторана «Старый Тифлис» незадолго до закрытия стал запрет «готовить на углях». Вдруг оказалось, что вытяжки, с которыми здесь без проблем проработали пять лет, сконструированы неправильно. А какой же грузинский ресторан без шашлыка? Администрация Дома Литераторов – ресторан под его крышей – со слов хозяев заведения, в проблемы вникать не хочет. И попросту отключила арендаторам электроэнергию. А ведь «Старый Тифлис» создавали с нуля, вложив почти миллион долларов.

Мамука Гегечкори, владелец ресторана «Старый Тифлис»: «Этот кирпич, даже весь этот камень я из Грузии привёз. Что будет, если я уйду – ну, тут всё уже построено, наверное, кому-то отдадут».

Хозяин «Старого Тифлиса» привёз бизнес в Беларусь в полной уверенности, что поступает правильно. Ему импонировали порядок в стране и, как он представлял, прозрачность правил. Ресторан действительно демонстрировал высокий уровень кухни и сервиса. Но теперь Мамука намерен все вопросы решать в суде. И если бизнес с миллионными вложениями ещё может себе позволить уплату штрафов и судебных издержек, то маленькие компании попросту закрываются. Открыть парикмахерскую в многоквартирном доме со старта, уверяют владельцы, было непросто. Потратили больше 50 тысяч долларов – в том числе и на то, чтобы привести помещения в полное соответствие с санитарными нормами. Сегодня сюда пришла плановая проверка.

50 базовых – это 1150 белорусских рублей, что в эквиваленте больше 600 долларов. Для парикмахерской на два кресла – зарплата двух мастеров.

Ярослав Романчук, экономист: «Есть порочная мотивация – найти что-то, обложить штрафом, потому что если контрольный орган проработает год без санкций, встанет вопрос: зачем он вообще нужен?»

Хуже всего, говорят в союзах предпринимателей, дела обстоят в регионах. До 15 проверок в год, например, на «Гомельлифте» научили руководство молча соглашаться с проверяющими.

Валерий Корниенко, генеральный директор предприятия «Гомельлифт»: «Доходит до смешного. У нас была проверка, что на урне не было надписи, что это урна для мусора. Ну, понятно же, что она не для складывания денег. На территорию попала каким-то образом кошка, которая бежала, и нам в акте отразили это замечание. Что-то недокрашено, что-то не подкрашено, пыль где-то, что-то ещё, ну, вот такие бывают несоответствия, которые тоже набираются в сводку замечаний».

«Гомельлифт» в частных руках с 1992 года, сегодня в штате компании – почти 500 человек. Предприятие – один из лидеров среди прибыльных производств в регионе: только в 2016 году почти три миллиона деноминированных рублей ушли в казну в виде налогов. Здесь говорят, готовы и дальше работать, но надеются на адекватное отношение.

Над тем, как уравновесить интересы государства и бизнеса, сейчас работают и в парламенте. Предложения депутатов в основном касаются более жёстких разграничений штрафов, введения системы предупреждений и снятия двойных проверок.

Андрей Рыбак, депутат Палаты представителей Национального собрания Беларуси: «Пример, у того же Сингапура 17 контролирующих органов в строительстве. Но они впереди нас в рейтинге Всемирного банка. Вопрос – как они это делают. У них много проходит вообще электронно, так что бизнес этого не замечает».

Разумеется, требования, которые касаются безопасности, жизни и здоровья людей обязательно останутся жёсткими, но всё же деловые люди надеются, что контролёры из противников превратятся в союзников. В конце концов, они просто обязаны отстроить деятельность в русле президентских требований: стремиться помочь, а не наказать. Сегодня в малом и среднем бизнесе заняты полтора миллиона белорусов, а к 2020 году эта цифра должна увеличиться вдвое. Если, конечно, деловая атмосфера будет по-настоящему благоприятной. В противном случае предпринимательский класс просто не сможет дать стране 50% валового продукта, что запланировано прогнозом социально-экономического развития. И хуже от этого будет не только бизнесу.

Подписывайтесь на нас в Telegram