Выставка работ великого белорусского фотографа Петра Шумова открылась в Минске

Светописец минувшего века Пётр Шумов сегодня вышел из тени своих знаменитых персонажей. Открыли выставку работ парижского гродненца в самом богемном доме Минска. Посетителям экспонаты фотографировать запрещено категорически! Обладатель исключительных прав на 33 портрета – французский фонд «Роже-Виолле».

Светописец минувшего века Пётр Шумов сегодня вышел из тени своих знаменитых персонажей. Открыли выставку работ парижского гродненца в самом богемном доме Минска. Посетителям экспонаты фотографировать запрещено категорически! Обладатель исключительных прав на 33 портрета – французский фонд «Роже-Виолле». 

Из фотоаппарата Шумова вылетала не просто птичка, а настоящая жар-птица! В фокус попали авторы соимённого балета, потрясшего Париж в начале XX столетия. У Стравинского (корни рода композитора находятся под Речицей) портрет в три четверти. Зримая память о земляке гродненца, сценографе Баксте, в профиль. Мэтр с Монпарнаса работал с моделью часами, выбирал только самый выгодный ракурс. 

Павел Латушко, член Национальной комиссии Беларуси по делам ЮНЕСКО: «Шагал, Купрын, Маякоўскі, вялікі Манэ – усе яны пазіравалі Шумаву ў яго фотамайстэрні. У той жа час, мы не заўважаем тут фотаздымкаў Радэна? Зразумела, Радэн гэта выключная частка яго творчасці. Нажаль, нам не ўдалося атрымаць здымкаў, звязаных з Радэнам. Дарэчы, вельмі важна падкрэсліць, што нам дапамаглі мецэнаты. І прыватны бізнэс усё больш і больш разумее важнасць вяртання гісторыка-культурных каштоўнасцяў, якія належаць Беларусі, у Беларусь»

Сделаны фотокопии с оригинальных «карточек». Их отбирали по каталогу парижского фонда Roger-Viollet где хранят свыше 200 работ Пьера Шумофф. Так, на французский манер, представлялся заказчикам элитарного уровня, рождённый в 1872 году в городе над Неманом. До сих пор в музейном фонде нашей страны было лишь три эталонных «кадра». 33 «лица» в интерьере.

В Советском Союзе фотографии ещё «царского эмигранта» часто использовали для оформления изданий тех, кто побывал перед камерой Шумова. При этом, автора не указывали. Пожалуй, самый известный пример – портрет Марины Цветаевой. После поэт писала художнику: «Особенно дамы наперебой берут Ваш адрес».

Проект «Возвращение домой» – результат обращения Александра Лосминского (руководителя фотоклуба «Гродно») в белорусскую дипмиссию во Франции. Энтузиасты хотят открыть на малой родине мастера «чёрно-белого» музей в стиле ателье, в котором снят анфас профессор электрографии Якуб Наркевич-Иодко и поэт Оскар Милаш из Череи на Витебщине.

Зинаида Кучер, заведующая Музеем истории театральной и музыкальной культуры Беларуси: «Можна фатаграфаваць толькі Шумава, Шагала і Бакста. Мы не можам перашагнуць гэтую рысу, таму што, у нас дамова з Гродненскім музеем гісторыка-археалогічным. Чаму менавіта ў нашым музеі? “Дом масонаў” узгадаваў вялікую колькасць талентаў».

«Фотопортреты с меня, полны жизни и экспрессии» – такое «спасибо» Шумову досталось от скупого на комплименты Шагала. Сейчас решается вопрос о презентации выставки на «Славянском базаре в Витебске». Сегодня в атриуме самого богемного дома Минска публика не отводила глаз от отражений, которые поймал взгляд тонкого психолога в искусстве света и тени.  


Подписывайтесь на нас в Telegram