В Эстонии обнаружена картина кисти Аполлинария Горавского. Эксперты подтвердили авторство одного из родоначальников белорусского пейзажа и вернули работе родное название. Судьба «Переход стада через реку Березину в окрестностях Бобруйска» была неизвестна более 60 лет. Сегодня полотно 1871 года находится в собственности таллиннского Клуба ветеранов флота. Весьма солидное наследство от советского Дома офицеров Балтийского флота. До сих пор считалось, что это поздняя копия с неизвестного произведения художника.
Хозяева, тогда ещё «Сельского пейзажа», сразу обратились за консультацией в Третьяковку. Когда-то Горавский помогал создавать галерею, а теперь там хранят его избранные шедевры. Москвичи отослали заявителей к нашему собранию, дескать, оно эталонное по образцам автографов.
Юлия Лисай, научный сотрудник Национального художественного музея Беларуси: «Очень интересно, что у Горавского подпись может иметь наклон влево, может иметь наклон вправо. И для того, чтобы установить подлинность, я сравнивала только с кириллическими подписями, только периода 1870 годов, где наклон всегда сохранялся влево. Кракелюры, тонировки потемневшие, дублировка холста, говорят о том, что это не может быть копией XX века, однозначно. В XIX веке Горавского смысла подделывать нет, в принципе. И работа слишком форматна – два на три метра».
Целый месяц искусствовед изучала аспекты биографии. Корифей пейзажа родился в 1833 году в фольварке Уборки (ныне деревня Островки Березинского района). Собрана максимально полная коллекция иллюстраций произведений выпускника петербургской Академии. «Момент перед дождём» сравнивали с работами Горавского в Национальном художественном музее.
В сотню шедевров музея включён живописный «Клевер в цвету». Сегодня установили, что рама авторская. Этот пейзаж всегда оставался частью постоянной экспозиции. Так же, как и «Вечер в Минской губернии». Облетел весь мир (в качестве репродукции на почтовой марке). Возможно, мы всё же увидим в Минске оригинал «Перехода...» с берега балтийского. По крайней мере, владельцы не против.
Минская ретроспектива знаменитого земляка, пока что крайняя, состоялась 35 лет назад. Сегодня в Старом корпусе главного арт-музея страны все будут разочарованы. Залы с полотнами Брюллова, Айвазовского, Воробъёва (к слову, учителя пейзажиста Горавского) – недоступны для посещения. «Представителей русского искусства» отправили в вынужденный отпуск до конца августа.
В первом отечественном Музейном квартале работы тех, чья малая родина где-то в Беларуси, а слава шагает по всему миру, намерены выделить. Собирать картины Горавского начала ещё Аладова. Дело легендарного директора продолжается. За время экспертизы «Перехода...» создана самая полная электронная база – без малого 80 произведений «тонкого лирика».
Подписывайтесь на нас в Telegram