Марзалюк о «Погоне» и бчб: мы должны смело и честно рассказывать историю этой символики

Марзалюк о «Погоне» и бчб: мы должны смело и честно рассказывать историю этой символики

Президент Беларуси Александр Лукашенко во время выступления на площади Государственного флага вспомнил, как белорусов пытались лишить еще одного центра силы – наших уникальных госсимволов, как пытались навязать ассоциирующуюся с Литвой «Погоню» и бчб – кальку с польского флага. Почему часть общества качнулась на этих вопросах и что с этим делать? На этот вопрос в эфире программы «Марков. Ничего личного» на ОНТ ответил председатель Постоянной комиссии по образованию, культуре и науке Палаты представителей Национального собрания Беларуси Игорь Марзалюк.

Игорь Марзалюк: «Ответ очень прост. Глупое страусиное замалчивание на уровне учебников, учебных пособий проблемы предательства, коллаборационизма, а также использование этих символов [бчб и “Погони”] как знаков беды в процессе 1941-1944 годов. Даже 1941-1945 годов, потому что белорусская бригада СС формировалась уже за периметром страны из тех, кто смог убежать. Я к чему? Мы должны смело и честно рассказывать, в том числе историю символики.

Когда среди моих коллег, которые пишут учебники, в том числе по Отечественной войне, сегодня пишут, не находит живого отзыва посыл Президента об обновлении этой концепции, когда люди заявляют… Я рецензировал один [учебник], говорю, а почему здесь нет о преступлениях коллаборационистов украинских, литовских, латышских, своих белорусских, польских аковцев? Райс Бурый – это только ведь один из многих, жечь белорусские деревни Армия Крайова начала с конца 1943 года, когда подписала на нашей территории договора с эсэсовцами, когда немцы вооружать их начали. И целые территории Западной Беларуси отданы были под контроль и на откуп аковцев. Дело в том, что с конца 1943 года немцы их не трогали, и они немцев не трогали, они совместные планерки в Лиде, в Щучине проводили. Расписывали, что им делать, как собирать подати, все остальное. И самое главное, что они в целях укрепления польскости уничтожали православные белорусские деревни, сжигали белорусские православные церкви, потому что они поддерживали советских партизан. Про это есть докладные камбригов партизанских соединений на имя Пономаренко, на имя Сталина с грифом “секретно” сейчас рассекретили. Первым лицам не врали. Там просто идет перечень сожженных на новогрудщине деревень, расстрелянных аковцами людей, как создаются стихийные отряды самообороны. Это конец 1943-1944 год. Мы про это все не писали, мы боялись обидеть соседей».

Марзалюк обратил внимание на то, что многие песни поэтессы Натальи Арсеньевой писались на заказ для коллаборационистских формирований.

Игорь Марзалюк: «Поэтому эти вещи нужно четко показывать. И когда человек будет знать, что все песни Натальи Арсеньевой и все гимны – это маршевые песни, которые она писала на заказ для 13-го белорусского батальона СД, для других коллаборационистских формирований. Когда кто-то будет знать, что эти тексты пели белорусские националисты в форме СС, батальон СД, Белорусская краевая оборона – они, наверное, по-другому будут воспринимать. И если они будут знать, что это были не невинные детские организации, а были люди, которые принимали участие в карательных операциях.

Мои отдельные коллеги меня за то, что я это делаю, обвиняют в том, что я “популяризирую коллаборационистов”. Но это оксюморон, это жареный лед! Мы должны честно рассказать, что было на нашей территории с 1941 по 1944 годы. И вряд ли белорусский мальчишка будет считать Романа Шухевича героем, если он будет знать, что весь 1942 год замкомбата 201-го украинского батальона Роман Шухевич жег витебщину и уничтожил там 3 000 человек со своими бойцами. Равно как и будет знать, что основу 118-го украинского батальона, сжегшего Хатынь, составлял Буковинский курень – другое течение украинских националистов, которыми командовал Мельник. Они там с Бандерой разошлись, раскололась эта организация. А еще когда знать, что последний убийца Хатыни Катрюк спокойно умер в 2015 году в Канаде, в 2013 году стал почетным гражданином Черновцов и тогда же был отлит памятник героям Буковинского куреня, которые уничтожали Хатынь и не только… То, наверное, будем по-другому воспринимать какие-то вещи, которые будем говорить официально, и не будем их воспринимать как пропаганду. Поэтому необходимо дорабатывать на уровне учебников, учебных пособий – четко, ясно, лаконично объяснять эти вещи. И рассказывать одну важную, фундаментальную вещь: мы не страна полицаев, у нас коллаборационистов, предателей, которые стали на немецкую сторону, было 20 тысяч, наиболее взвешенная цифра. Им противостояли 374 тысячи партизан и подпольщиков и 1,3 миллиона – на фронтах».

Подробности смотрите в программе «Марков. Ничего личного».


Подписывайтесь на нас в Telegram