Маршрутки-убийцы: страшные аварии и серые схемы. За что Президент взял их на особый контроль?

Маршрутки-убийцы: страшные аварии и серые схемы. За что Президент взял их на особый контроль?

Последняя неделя зимы шокировала: сразу 3 аварии с участием маршруток. Не обошлось без погибших. По поручению Президента этот вид транспорта сейчас на особом контроле. Проверка лишней не будет, тем более, как показывают рейды, нарушений достаточно. Отсутствие билетов, самовольное переоборудование автомобилей ради дополнительных мест и даже езда в нетрезвом виде. А еще есть серые маршрутчики и с ними вы точно не защищены никак.


Сейчас мы находимся в Центре контраварийной подготовки, именно здесь водители маршруток проходят повышение квалификации. Сейчас за рулем водитель с многолетним стажем.

Да-да, вы не ослышались. Водителей маршруток обучают, в прямом смысле слова, выживать на дороге. И лучше всего это делать – на полигоне. Такие курсы обязательны для каждого водителя маршрутного такси. Экстренный разгон, торможение, выход из заноса. Разбирают все по секундам и до микродвижений.  

Руслан Синевич, водитель-испытатель: «Вот, он одной рукой держит. Когда пойдет машина в другую сторону, тебе просто поломает, может травмировать руки, и сделать ты ничего не можешь».

Мы попробовали понять, что ощущают в такой момент пассажиры. Для этого водитель смоделировал занос.

Непредвиденная ситуация на дороге может возникнуть в любое время, и здесь ремень безопасности – очень актуален. Швыряет по салону очень, очень сильно, удержаться практически невозможно.

Сергей Овчинников, руководитель Центра контраварийной подготовки: «В автомобиле, самый опасный человек, фактически, потенциальный убийца – пассажир, который находится сзади. В случае столкновения пассажир задний летит и убивает того, кто находится впереди. Это статистика! Это реальность!»

А что ж тут говорить о тех, кто едет стоя. Но, желание заработать – выше безопасности. Да и пассажиры зачастую сами идут на риск.

Но любая такая случайность – невыявленная закономерность и череда ошибок, уверяют специалисты. Сейчас на дорогах по всей стране идут рейды и проверки. И уже около тысячи нарушений только по линии ГАИ.

Вероника Романькова, официальный представитель ГАИ МВД Беларуси: «Это неиспользование ремней безопасностей, неправильная перевозка пассажиров в транспортных средствах. Также выявлен один пьяный руль среди водителей маршрутных транспортных средств и 5 водителей привлечены как лица, не имеющие права управления».

Это могла быть обычная поездка для рядовой столичной маршрутки. Но, на остановке подсаживаются представители транспортной инспекции. Пока едем – они пристально следят за происходящим в салоне.

Нарушений оказалось столько, что микроавтобус останавливают, пассажиров просят выйти и начинается разбор «полета».

Такие рейды проходят ежедневно. Но и водительские чаты активны – если что, коллеги предупредят. Поразительно, но некоторые даже сходят с маршрута, чтобы не остановили.   

Это потому, что под Смолевичами погибли 11 пассажиров маршрутки, которая столкнулась с МАЗом. Его водитель сейчас под стражей. Выясняется причина лобового удара.

Вероника Романькова, официальный представитель ГАИ МВД Беларуси: «Профилактические мероприятия в первую очередь направлены на организации, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозку пассажиров, а также на транспортные средства, осуществляющие перевозку больших грузов. Грузовики, которые принадлежат также организациям, предприятиям, коммунальным службам».  

Но одно дело, если транспорт зарегистрирован и маршрут легален. Екатерина Станкевич годами защищает права пассажирских перевозчиков. Вот за это и страдает. И нередко физически.

Так ей мстили нелегальные перевозчики. К сожалению, теневой бизнес – за долгие годы так и не ушел с дорог. Нездоровая конкуренция на проезжей части, ни к чему хорошему не приведет, уверен профсоюз перевозчиков.

Екатерина с легкостью может показать нелегальных перевозчиков в Минске и в других городах. Да они и не скрываются вовсе. Отличить «серых» от «белых» практически невозможно. «Ушлых» перевозчиков сегодня можно заказать даже по приложению. Да и чек вам выдадут.

Тут надо пояснить. Идти по рейсовому маршруту, к примеру Лида – Минск может только – регулярный перевозчик. Для этого он получает разрешения и платит налоги. Но на перехват клиентов идут нерегулярки. Это те, кто заявляются только на корпоративные перевозки. Частенько они ставят табличку «Заказной», а работают на маршруте.

А если на дороге проверка, он просто уходит с маршрута. А вот регулярные перевозчики у транспортной инспекции – как на ладони. У легальных можно узнать даже скорость и место передвижения по GPS-трекеру.

Вот это уже автомобиль нерегулярной перевозки. Готовясь к выезду, водитель долго что-то ремонтирует. Рядом появляется руководитель. На камеру старается не попадать.

Екатерина Станкевич, председатель Ассоциации профессиональных перевозчиков: «В Брестской области самая показательная ситуация, там практически нет такого явления. Потому что там выносят штрафы суды. 100-150 – 200 базовых. А в Минске – 10 базовых».

Так в чем все-таки причина ужасных трагедий на дорогах? Похоже, здесь целый комплекс проблем, хотя и всего одна может стать роковой. Ежедневно услугами маршруток пользуются тысячи человек. И нужна безопасность для всех. В МВД не исключают, что для этого понадобятся изменения в правилах дорожного движения.

Подписывайтесь на нас в Telegram

Корреспонденты:
Александр Плескачёв
География:
Беларусь