«Театр начинается с вешалки» – мало кто решится возразить Станиславскому. Впрочем, как бесспорно и то, что спектакль начинается с масштаба 1:25.
Четыре сантиметра в макете – метр сцены. Это знает каждый художник-постановщик. Лучших по профессии чествовали сегодня в столице. В самый разгар театрального сезона.
Cмелая фантазия помогла, когда взялась за «Спички» в Купаловском. Дебютантку пугал не столько статус театра («первого национального»). Это «территория» её учителя Бориса Герлована. Экзамен – без права на ошибку. А Камерная сцена – без занавеса, штанкетов…Cтены вокруг белые.
Екатерина Шиманович, художник-сценограф, лауреат премии им. Ивана Ушакова: «Начинали репетиции, пол был серым. Сейчас уже приближается к такому «чёрному кабинету». Очень активно использована проекция в этом спектакле и нужны были плоскости. «Выход», который все-все-все, кто работает на малой сцене, очень не любят. Постарались его таким образом закрыть».
За рампу в макетах художники выходят крайне редко. Однако эти «Спички» – у всех на виду. Смотрят драму по кругу. На конкурсе учитывали также эскизы декораций, костюмов. «Талант не спрячешь» – решили тайным голосованием. Сами эксперты пожелали остаться вне лучей софитов.
Жюри отметило, что по итогам прошлого сезона активнее оказались региональные театры. Из Гомеля, Витебска, Пинска – пять номинантов. Всего до финала дошли семь. Уже 18 лет критерий конкурса – не количество, а качество. Обычно отмечали троих. Сегодня премия – на двоих.
Зрители, как правило, в афишах замечают фамилию драматурга, режиссёра. И где-то там, в сторонке стоит сценограф. Здесь же в главной роли те, кто «одевает» сцены и актёров, на которых ходят.
За кулисами шутили: Дарье Дубовик помог короткий номер «101». Эта цифра в названии спектакля «Мой Надёжный Друг». «Очень небезопасная история» витебского театра «Лялька» – совместный проект с МЧС. Сценограф церемонию пропустила. В творческой командировке.
Зинаида Кучер, заведующая музеем истории театральной и музыкальной культуры Беларуси: «Cёлета прадставілі амаль усе свае відэазапісы. І аб чым гэта гаворыць? Спектакль сыходзіць са сцэны, ён памірае. Мы зможам паказваць нашаму наведвальніку спектаклі ў запісе, будзем захоўваць гэта ў фондах».
Макет-победителя остаётся в музее. Это одно из условий оргкомитета премии. Кстати, у неё есть имя – Ивана Ушакова, первого декоратора Купаловского театра. Дебют Шиманович на Камерной сцене состоялся. Экзамен – без ошибок. Ждём премьеру на больших подмостках.
Подписывайтесь на нас в Telegram