25 белорусскому комбайну! Сегодня зерноуборочная техника, сделанная в нашей стране, отмечает четвертьвековой юбилей. Cобытие для всего машиностроения. За эти годы из одной собранной модели сделали сотни вариаций, которые хорошо бегают и по нашим полям, и идут на экспорт.
Можно было купить немецкий, американский или любой, к тому моменту флагманский, комбайн – мы говорим о 1990-х. Но у большинства белорусских хозяйств тогда не было ни денег, ни возможностей. И ученые вместе с правительством пошли на эксперимент. Вместе, в поле, под шквал критики.
В линейку, конечно, все не поместятся – для всех модификации машин «Гомсельмаша» понадобилось бы поле. 86 вариантов «в обвесе и без» – только зерноуборочных комбайнов. За 25 лет машиностроения «с нуля» – хороший результат. Последние испытания белорусских моделей были на поле вместе с американскими «Джон Дирами» (которые на рынке, к слову, 184 года) – и белорусы, сейчас максимально скромно, не хватаемся, показали себя ничуть не хуже.
Это про последние модели. А вот – первая. И ее создатель. С обвешанного Полесья начиналось когда-то в Беларуси комбайностроение. 1996 год стал отсчетом для родившегося сегодня большого гомсельмашесвкого холдинга. Агротехника тогда была нужна, и ее не было вообще.
Это первый вопрос Президента: сколько мы делаем для своих комбайнов сами? Речь о комплектующих, какую бы новинку ни показывали Александру Лукашенко. И, к слову, визит в Логойский район сразу начался с критики местных властей – не все хозяйства приведены в порядок, а «титульные» Президента не беспокоят – подтяните отстающих!
С Президентом тут «сложно» – опыт и критичный подход позволяют замечать больше, чем иногда хотят показать. То же самое и с техникой. Без показательных выступлений. И не общий вопрос: что вы сделали нового? Понятно, что развивались, но сколько при этом продали, сколько смогли заменить на отечественное, сколько сэкономить?
Это к вопросу о том, насколько санкции могут влиять на белорусов. И как думают об этих самых белорусах те, кто к ним призывают? 100 000 человек только подрядчиков, и у всех семьи. Но. И здесь, если уже отвечать на вопрос об импортозамещении, то только как министр.
Вот он – КЗР-10 «Полесье-Ротор» –25 лет назад его создание было «сложным решением» – сейчас Президент назовет это по-другому.
Тем более что рядом по сравнению с ним уже чудо машины. С навигацией, которая позволяет облегчить управление – а это самое тяжелое и в посевной, и в уборочной. Люди быстро устают, труд нелегкий, хоть экипажи и работают с «засветло дотемна». Громкое слово «подвиг», но с учетом продовольственных кризисов в разных частях планеты – так и есть. Собрать хлеб без потерь, обеспечить эти процессы и техникой и людьми – подвиг. Поэтому Президента так возмущает бесхозяйственность.
Арбузы с президентского участка сегодня, к слову, поехали в детскую инфекционную больницу Минска. В том числе мальчикам и девочкам, которые проходят лечение от ковида. Кто-то попробовал сладкое сразу. А те, кому пока нужно подождать, получат его позже.
Сегодня в поле Президенту показали комплектующие, «сделанные в Беларуси», а раньше от их поставок тоже напрямую и сильно зависел бы целый холдинг. Президент, по традиции, конечно, пообщался с теми, кто всем этим пользуется и чинит. Вот им приукрашивать совсем ни к чему, так что мнение по поводу качества всегда объективное.
Сейчас это два флагмана – «Верас» и «Ударник». Две пневматические сеялки сегодня уже в поле. Казалось бы, уборочная только завершена, но период отдыха у аграриев короткий. Есть еще озимые, рапс, кукуруза, нужно думать о кормах, готовить почву – работа редко останавливается.
Подарят Президенту и ту самую модель комбайна – символа белорусского машиностроения, но не такую уж и маленькую. Как когда-то была мечта и намерение – делать свое. Вот во что «большое» это выросло.
Фото: БЕЛТА
Подписывайтесь на нас в Telegram