Калининград предлагает свои порты для перераспределения белорусского грузопотока

Западный вектор – и сотрудничество с Россией. Александр Лукашенко сегодня также встретился с делегацией Калининградской области. Лучшей иллюстрации многовекторности белорусской внешней политики и не придумать. 

И хотя с губернатором российского региона говорили в основном об экономике, околополитические темы (как и во время предыдущей встречи) тоже звучали. Правда, не в рамках протокола, а скорее в русле дружеской беседы. 

Такую тональность сохранили и далее, уже перейдя к повестке встречи. Планы по наращиванию торгово-экономического сотрудничества серьёзные. Калининград предлагает свои порты для перераспределения белорусского грузопотока. Тема, достойная обсуждения на высшем уровне. Тем более, что российский регион подготовил вполне конкретные предложения. 

Побережье Балтики, самый западный регион России. Он как будто стоит слегка в стороне. У Калининградской области поистине уникальное географическое положение, ведь она отделена сухопутными границами иностранных государств и международными морскими водами. До европейских столиц, считай, рукой подать. Вильнюс, Рига, Варшава и – Минск. Словом, Калининград по природе своей открыт всему новому и при этом так близок – географически и исторически – Беларуси. Антон Алиханов два года как губернатор (он, кстати, стал самым молодым из глав российских регионов) – и за это время второй раз приезжает в Минск. И общение с Александром Лукашенко буквально с первых слов переходит в разряд неформального.

Приветствуя друг друга, партнёры задерживаются дольше обычного. Президента тут же поздравляют с успешным проведением выборов. Этот дружеский тон – без штампов и предубеждений – сохранится и на переговорах. По секрету: в тезисах Президента написано «уважаемые члены делегации», но Александр Лукашенко скажет иначе – «друзья» и тут же добавит «наши калининградцы». 

Такой подход просто обязан давать экономический эффект. Вообще, в Калининграде хорошо знают белорусские товары (мебель, обувь, косметику, продукты) и высоко ценят технику из Беларуси. У всех основных отечественных машиностроителей есть дилерская сеть в этом российском регионе. Но не пришло ли время поехать дальше? Взять, к примеру, электробусы. Минск готов продавать (в следующем году возможна первая поставка), но ведь можно организовать и сборочное производство. Партнёры подтверждают: за промышленной кооперацией – будущее. 

Или инвестиции. Один из самых ярких примеров: российские вложения сначала в крупный производственно-логистический комплекс (по сути место перевалки и хранения зерна), а затем в маслоэкстракционный завод в Сморгони – крупнейший в Беларуси. Он занимается переработкой соевых бобов и семян рапса. Мы им – льготы свободной экономической зоны, они нам – инвестиции компании, занимающей 51-е место в списке крупнейших «частников» России по версии Forbes.

Как не упомянуть строительство. Белорусы ведь своими руками и материалами возвели в Калининграде стадион к футбольному первенству. И кстати, не только его. Чемпионат закончился, а поставки белорусских стройматериалов продолжают расти. В области замахнулись сразу на несколько серьёзных объектов: строят морской порт, калийный комбинат, музейный комплекс. В общем, Президент даже не намекает – говорит прямо: белорусская сторона готова подключиться. Ведь за два десятка лет (а столько прошло с первого визита Александра Лукашенко в Калининград) сделано немало, но можно больше. 

В этом смысле, пожалуй, наиболее амбициозна цель Калининграда – вернуть белорусские грузы в порты. Тема не новая. Российская сторона периодически выносит её на повестку. Ведь именно в Калининграде – единственный незамерзающий российский порт на Балтийском море. Грузы там переваливают круглый год 24 часа в сутки. Словом, есть свои аргументы «за», и всё же в таком деле логистика – прежде всего. 

Вообще, выстраивание стратегии долгосрочного сотрудничества – отличительная черта этого визита. Сторонам не интересны проекты от случая к случаю. Только всерьёз и надолго. Для этого в Минске и собрали Белорусско-Российский совет, который так и называется – по долгосрочному сотрудничеству. Тут и строительство, и сельское хозяйство, промышленность, транспорт. Всё, что не разъединяет, а делает нас сильнее. Как и общая история. И если её, как ни крути, не перепишешь, то страницы новых глав Минску и Калининграду писать вместе.  

Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзен и Telegram