Лукашенко: Все нефтеперерабатывающие заводы должны работать

Лукашенко: Все нефтеперерабатывающие заводы должны работать

Перед отлётом в Сочи Президент провёл совещание с экономическим блоком правительства. Речь шла, главным образом, о топливно-энергетическом комплексе. Чиновники представили расчёты, а от Главы государства прозвучали вводные к завтрашним переговорам. 


А они точно будут не из простых. Да и главные действующие лица правительства с высокой долей вероятности станут участниками сочинской встречи. Их Александр Лукашенко ориентирует быть готовыми работать в разных условиях.  Образно говоря, иметь планы реагирования на возможные вызовы, а не закрывать амбразуру своими телами.

Совещаться стали ещё до начала самого совещания. Журналисты многое бы отдали, чтобы расслышать голоса чиновников. Ведь с этими выкладками и расчётами Президент спустя всего несколько часов улетит в Сочи. И если лучшая импровизация – хорошо подготовленная, то это совещание как раз для того и созывалось. В глаза не бросится, но калькулятор есть и на столе Александра Лукашенко. Президент зайдёт чуть издалека. Мол, да, тенденции мировой экономики не дают расслабиться (торговые конфликты, протекционизм отдельных стран, да и экономические последствия коронавируса ещё предстоит оценить), но прежде всего (и это слова Александра Лукашенко) – энергетические разногласия с Россией. 

Президент уверен: экономический блок правительства должен иметь не просто план реагирования, а, если хотите, и план «Б», как говорится, на все случаи жизни. Ведь одно дело – следить за перипетиями на энергетическом рынке, как за хорошим сериалом, гадая, чем же закончится следующая серия, и совсем другое – опасаться, как бы это не коснулось твоего собственного кармана. 

Дескать, и без того Беларусь слишком часто корректирует планы. Что важно – не по своей вине. Это особо подчеркнёт Президент. Так, может, прошлый год с его налоговым манёвром чему-то научил?

Но подсчитывая убытки, правительство не просто зализывает раны. Готовы несколько вариантов компенсации. Но эти механизмы (а о них публично не говорят) – одна сторона вопроса. Другая – поиск альтернативных поставщиков и надёжных транзитных коридоров. И здесь варианты тоже есть. За возможность транзита нефти в Беларусь разгорелась борьба в странах Балтии. В Казахстане как раз сегодня работает делегация «Белнефтехима» (Нур-Султан не прочь продать свою нефть, вопрос только с пошлиной или без). США готовы – только обратитесь. К слову, порядка 70% от заявленных 86000 тонн норвежской нефти уже поступили на новополоцкий «Нафтан». 

А ведь есть ещё нерешённый вопрос – сколько Беларусь будет платить за газ. Под занавес 2019-го Минск и Москва ударили по рукам лишь по цене на январь и февраль. А последний, как известно, короткий месяц. Белорусская сторона не раз заявляла: если хотим выйти на общий рынок газа к 2021-му, цену пора снижать. И хоть сегодняшнее совещание прошло по большей части за закрытыми дверями, ясно одно: Президент настраивает правительство быть готовым работать в любых условиях. Так что ставить точку не будем. Пусть пока это остаётся многоточием.

Подписывайтесь на нас в Telegram

Персоны:
Президент
Корреспонденты:
Анна Пыж
Операторы:
Роман Акулич