Лукашенко: Важно, чтобы за изменениями мы не потеряли возможности увидеть каждого абитуриента

Лукашенко: Важно, чтобы за изменениями мы не потеряли возможности увидеть каждого абитуриента

О Конституции – только в образовательной сфере – говорили сегодня во Дворце Независимости. На большом совещании рассматривали обновленный Кодекс об образовании и предложения по изменению правил приема в вузы. Так что да, для выпускников грядут новации. Впрочем, жизнь им, скорее, облегчат.

 

Александр Лукашенко не раз говорил о том, что за любым экзаменом должен быть виден человек – абитуриент. Позволяет ли нынешняя система разглядеть его – спорный вопрос. И подступаются к нему не впервые. Впрочем, главное требование – было и есть при любом раскладе – равные возможности для всех, кто грызет гранит науки.

Кодекс об образовании в первом чтении депутаты приняли весной. Активно продолжалась работа над документом и летом. Систему образования оценивали на парламентских слушаниях в июне, чтобы понять, насколько она отвечает современным вызовам, к примеру, той же цифровизации экономики, и сохраняет ли основные принципы: равный доступ к знаниям, гарантию первого рабочего места, целевой набор. Затем все наработки порядка тысячи педагогов и чиновников от образования обсуждали в августе на Республиканском педсовете. Александр Лукашенко тогда дал свою оценку образовательной стратегии в целом и Кодексу и поручил тщательно проанализировать новую редакцию ко второму чтению.

С «домашним заданием» – обновленным Кодексом и правилами приема в вузы – на совещании во Дворце Независимости экспертный педагогический коллектив. Это теоретики и практики из столицы и глубинки. Корректировка системы образования – вопрос предметный и определяющий будущее. Александр Лукашенко даже сравнит Кодекс с Конституцией. Но отталкиваться Президент требует от простого: принципа «не навреди» и равных возможностей для всех.   

Александр Лукашенко, Президент Беларуси: «За последние годы государство многое сделало для системы образования: создана необходимая законодательная база, обеспечивается стабильное финансирование, обучающимся и педагогам оказывается социальная поддержка. И отдачу от этого мы видим. По большому счету, претензий к работе отрасли нет. Свидетельством того являются укрепление позиций национальной системы образования на международном уровне, рост числа иностранных граждан, изъявляющих желание учиться у нас, победы наших ребят на международных олимпиадах. Белорусских выпускников готовы после вуза забрать к себе многие иностранные компании, в том числе и за рубежом. В то же время видна необходимость дальнейшего повышения доступности и качества образовательных услуг. Мы понимаем, что мир меняется очень быстро и наша система образования должна также оперативно подстраиваться под веяние времени. И главное мое требование как Главы государства – справедливое отношение к каждому человеку и обеспечение равных возможностей для получения образования».

Новый Кодекс закрепит обязательность общего среднего образования. Видят его разработчики и более инклюзивным. И речь не только о том, чтобы учитывать состояние здоровья детей и подростков, нужен в целом в большей степени индивидуальный подход к каждому и на каждой ступени образования.   

Александр Лукашенко, Президент Беларуси: «Важно, чтобы за этими изменениями мы не потеряли возможности увидеть каждого абитуриента. Я хочу вас сориентировать на откровенный диалог, так как в системе образования мелочей не бывает. Дело в том, что мы уже не можем допустить никаких ошибок. Система определяет в том числе развитие экономики страны, ее устойчивость к мировым вызовам. А это уже вопросы обеспечения национальной безопасности». 

Чтобы обеспечить стратегически важные отрасли – медицину, аграрный сектор, – намерены расширить целевую подготовку. Выступить заказчиками кадров смогут все организации. Сейчас потенциальные работодатели ограничены пропиской. Увеличат и квоты на целевые места. По медицинским специальностям – до 80 % от приема, по сельскохозяйственным – до 70 %. 

Зачислять в средние специальные заведения планируют без ЦТ. Вместо сертификата – документ об образовании. Расчет такой: это должно повысить привлекательность рабочих специальностей.

И выпускникам 11 классов, которые решили поступать именно в вуз, станет легче. С 2023 года экзамен по математике, русскому или белорусскому языку совместят с ЦТ.

Совмещение экзаменов и ЦТ, по сути, приветствуют и школа. Ведь это снизит нагрузку и на учителей, и на абитуриентов, которые, стоит признаться, в выпускном классе уделяют больше времени решению тестов, чем подготовке к письменным экзаменам.

А вот подходить более взвешенно и, опять же, индивидуально к абитуриентам намерены в Академии управления. Вуз готовит стратегические кадры, управленческую элиту. И дело должно быть не только в знаниях, но и в истинной мотивации выпускника. 

Новый Кодекс дает во многом зеленый свет информационным технологиям. Дистанционную форму образования прописали как самостоятельную. Заменить полностью очный формат онлайн-подготовка не сможет, но такие форматы образования точно будут развиваться. 

По каким специальностям – пока точного списке нет. Создание цифровой образовательный среды, конечно, вопрос времени и развития технологий. Обсуждение новой редакции только сегодня продолжалось больше трех часов, дискуссия была конструктивной. Единство взглядов отметили и те, кто представляет частное образование. 

Новый Кодекс, как подчеркивали разработчики, позволит готовить специалистов для инновационной экономики, даже опережая ее кадровые потребности. Более того, в редакцию закладывают дополнительный экспортный ресурс. Российские абитуриенты с сертификатом ЕГЭ смогут поступить в наши вузы на платное без экзаменов. Но будет своего рода лимит: до 20% от цифр приема и на специальности, востребованные экономикой. Выбор в пользу белорусского образования уже сделали более 27 тысяч студентов из сотни стран. Это говорит о конкурентоспособности системы.

Фото: БЕЛТА

Подписывайтесь на нас в Telegram

Персоны:
Президент
Корреспонденты:
Наталья Тарасюк
География:
Новости Минска