Кооперация в авиастроении, «омикрон». О чем еще говорили Лукашенко и Путин в Петербурге

Кооперация в авиастроении, «омикрон». О чем еще говорили Лукашенко и Путин в Петербурге

Наконец они встретились! Под занавес пандемийного 2021-го, когда мировые политики все еще предпочитают виртуальные рукопожатия, они смотрят друг другу в глаза. Даже Президент Азербайджана и армянский премьер в этот день в Питере встанут рядом. Кто-то скажет – добрый знак. Да, наше Содружество независимых никогда не хватало звезд с геополитического небосклона, но всегда было добротной площадкой, чтобы договориться. Вот и здесь, на берегах Невы, лидеры неформально, но вполне резонно задаются вопросом: а с чем вместе шагнем в новый, 2022-й? 


Ну конечно, в этом «невском экспрессе» переговоров самое пристальное внимание – к белорусско-российской двойке. Эту среду Президенты Лукашенко и Путин провели вместе, безусловно, раздражая коллективный Запад. Да, Минск и Москва на небывалой высоте. И не только потому что лидеры договорились о кооперации в авиастроении. Весь уходящий год наш союзный самолет лишь набирал скорость. И даже на вечернем льду питерской «Стрельна-арены» Президенты намекают – Минск и Москва в одной команде.

Владимир Путин заезжает за Александром Лукашенко по пути на их же переговоры. Еще одна неформальная часть встречи в Санкт-Петербурге – хоккейный матч. На ледовой арене Лукашенко и Путин уже не впервые играют в одной команде. Деталь, в которой вся суть двусторонних отношений Минска и Москвы. Они вышли на лед в разных пятерках, у каждого в звене свои локомотивы, но успеха достигли вместе.

Этот год для Беларуси и России стал показательным. Обе страны испытали давление западных партнеров, которое еще и наложилось на пандемию. Как в Минске, так и в Москве пытались дискредитировать действующую власть. По логике агрессоров, лидерам стоило броситься врассыпную, чтобы и атакующие рассредоточили усилия. Но в Союзном государстве согласовали интеграционные программы, сняли застарелые барьеры в экономике и поддерживают невмешательство в политику друг друга. Результат оказался прямо противоположен усилиям извне. 

Александр Лукашенко, Президент Беларуси: «Естественно, вы знаете ситуацию в Беларуси. Я вам очень благодарен, вам лично, прежде всего, за то, что вы сделали для Беларуси, и за ту поддержку… Любое предложение, которое мы вносим, или просьба, вы делаете поручение тем или иным людям, отзываются. И компании российские, и Правительство, и банки идут навстречу, поддерживая нас в это трудное санкционное время». 

Однако выгода здесь обоюдная: товарооборот Беларуси и России с начала года прибавил больше трети. В том числе за счет промышленных предприятий, которые из-за западных санкций работают в еще большей связке.

Владимир Путин, Президент России: «С нашей стороны тоже был хороший шаг – допуск белорусских предприятий к госзакупкам в России. Это существенно расширяет возможности для белорусских предприятий. И для нас это на пользу, потому что это повышает уровень конкурентности на рынке».

Александр Лукашенко, Президент Беларуси: «Лучше мы будем конкурировать с российскими компаниями».

Владимир Путин, Президент России: «Это так и есть. Уровень внутренней конкуренции должен быть обеспечен. В этом смысле абсолютно осознанный шаг, который пойдет на пользу как Беларуси, так и России».

Эксперты подмечают: приоритет белорусско-российского сотрудничества для Москвы прослеживается и в концепции внешней политики, и в принятой недавно стратегии нацбезопасности. Впрочем, Минск отвечает тем же. 

Александр Коньков, руководитель отдела организации международной экспертизы Аналитического центра при правительстве России: «Нас все время обвиняют, что у России нет друзей, у России нет союзников. И как бы свысока говорят: разве что Беларусь. Так вот, Беларусь – это полноценное Союзное государство сейчас. Именно не вассальное государство, не несостоявшееся государство. Государство, у которого есть своя суверенная внешняя политика – это очень мало кто может себе позволить. Страна, которая не во всем соглашается с доминирующей силой в регионе – с Российской Федерацией, но в то же время понимает, что стратегические интересы белорусского народа – они в контексте развития тех связей, которые должны поддерживать государства российское и белорусское».

В контексте Союзного государства границы двух стран становятся общими. Это не утрата независимости, но подтверждение серьезных намерений. Для бизнеса и граждан двух стран – так проще, для внешних угроз – сложнее. Регулярные совместные учения, обмен информацией между спецслужбами, поставки вооружения – все будет и дальше.

Александр Лукашенко, Президент Беларуси: «Я вот обратился к вам, чтобы мы не останавливали наши совместные учения. Чтобы мы продолжили создание центров по обучению наших ребят, прежде всего новым образцам военной техники, которую мы в России закупаем. Мы это делаем… Я знаю, вы и ваши военные рассматриваете мои предложения по учениям на территории Беларуси. Хотелось бы, чтобы эти решения были приняты вами».

Владимир Путин, Президент России: «Как вы и предлагали, мы проведем в начале года. Там военные согласуют. В марте-феврале. Не знаю, когда они решат».

Кооперации в авиастроении тоже быть – но это точно не все итоги переговоров. Александр Лукашенко и Владимир Путин большую часть времени в Санкт-Петербурге провели в закрытом от прессы формате. Также прошел и неформальный саммит лидеров стран СНГ. А ведь политику там наверняка обсуждали. 

Александр Лукашенко, Президент Беларуси: «Мы еще раз увидели, что руководители постсоветских республик, и Беларусь в том числе, прекрасно понимают ситуацию, которая вокруг нас, и разобрались во всех хитросплетениях мировой политики… И очень большой крен (я уже человек опытный в этом плане) произошел в сторону нашего единения – вместе решать вопросы».

Что до протокольной части саммита – речь шла о пандемии. Угроза общая, да и противодействие тоже. Вакцинами с государствами из Содружества поделилась Россия. Свои разработки от партнеров наверняка не скроет и Беларусь. В конечном итоге, в том, чтобы коронавирус доставлял не больше хлопот, чем сезонный грипп, заинтересованы все.

Александр Лукашенко, Президент Беларуси: «Главный вопрос для нас прогноз… Может, вы скажете нам, что будет завтра? Вчера или сегодня – "дельта", завтра – "омикрон". Послезавтра что будет, на что нам ориентироваться?»

Анна Попова, главный государственный санитарный врач России: «Ни у кого в мире однозначного ответа, что будет завтра, нет. Но абсолютно точно: если мы сегодня не будем прививаться и принимать те санитарные меры, которые принимаем, завтра будет гораздо хуже».

Владимир Путин, Президент России: «Я разговаривал с руководителем Института имени Гамалеи, они провели исследование: "Спутник V" точно нейтрализует новый штамм "омикрон"».

Специалисты говорят о вирусах: они живут, только когда меняются. И так, по сути, со всеми внешними угрозами. Когда мотив раскрывают – его маскируют по-новому. Но раз вакцина защищает от подобных мутаций, может, дальше будет проще? Во всяком случае, президенты Беларуси и России в 2021-м многое для этого сделали. 

Подписывайтесь на нас в Telegram

Корреспонденты:
Наталья Стельмах
География:
Россия