Беларусь должна уже в этом году вернуться к безопасному периоду, который был совсем недавно. Это один из главных тезисов сегодняшнего разговора Президента с сотрудниками Генеральной прокуратуры. Коллективу представили нового руководителя – им стал Андрей Швед, ранее возглавлявший Госкомитет судебных экспертиз.
Новое назначение такого уровня – это, как водится, и новые задачи. При этом существенных замечаний к работе Генпрокуратуры нет. Но последние события показали, что ведомство, по мнению Александра Лукашенко, недостаточно активно. А от прокуратуры как от главного надзорного органа зависит многое. На кону не только соблюдение законности в стране, но и суверенитет. Всё это требует эффективных решений.
Если знать, о чём дальше пойдёт разговор с прокурорами, этот момент в дебюте визита стоило бы считать символичным. Хотя Александр Лукашенко вроде бы просто, но галантно предлагает дамам свой зонт.
А символизм в том, что Генеральная прокуратура – под зонтом защиты Президента. Правда, купол безопасности сложен и многогранен. С одной стороны, есть доверие, с другой – требования.
В том числе к новому руководителю. Андрей Швед (здесь Александр Лукашенко повторяет слова со вчерашней встречи во Дворце) прошел путь от помощника прокурора до заместителя генерального, работал в Госсекретариате Совбеза, участвовал в создании и Следственного комитета, и Комитета судэкспертиз. То есть чиновник новой, передовой генерации. Но и про экс-генпрокурора Президент говорит: Александр Конюк – человек надежный, желает поработать на дипломатической службе. Возражений нет, особенно с учётом афганской страницы его биографии. Тот, кто побывал там в те времена, плохим человеком быть не может. И когда риторика Главы государства вроде как вышла на плато благодарности, Александр Лукашенко делает разворот.
При этом именно от прокуратуры, как и от в целом всех силовых ведомств, Президент требует не только общего надзора за законностью, но и решения конкретных проблем.
И традиционно Александр Лукашенко призвал прокуратуру обратить особое внимание на тех, кого точно не должно быть на любых митингах. Взрослые стали как-то чаще решать за детей – и это порой выходит за рамки разумного.
При этом, добавляет, вопрос ведь не в том, будет у власти Александр Лукашенко или кто-то другой. Суть в другом – будет ли вообще государство?
Призывая прокуроров к более острым мерам реагирования, нашёлся у Александра Лукашенко и яркий пример. Личный. В нём читается что-то из известного диалога Жеглова и Шарапова: оправдывает ли верная цель средства, которые, возможно, не всем по душе?
Строить новую Беларусь помогут прокуроры. Их надзор, по учебнику, это «выявление, устранение и предупреждение нарушений закона». С первыми двумя задачами ведомство справляется; возможно, есть вопросы к превентивным мерам. Генпрокурор обещает: он и новый коллектив готовы не только включиться, но и «включить» тех, кто должен был это сделать самостоятельно.
И ещё деталь. Перед общением с журналистами по итогам разговора с Президентом Андрей Швед сменил китель на пиджак. Так гражданским привычнее. Тезисы генпрокурора при этом менее чёткими и строгими не стали.
Результатов этой работы от прокуратуры ждут в кратчайшие сроки. Им, впрочем, к такому не привыкать.
Фото: БЕЛТА
Подписывайтесь на нас в Telegram