На этой неделе Президент провел сразу два заседания Совета безопасности. Речь шла об экономике – предприятия должны работать, ведь даже в пик эпидемии их не останавливали. Как можно это делать сейчас?
Отдельная тема – готовность отразить внешнюю угрозу. Об этом шла речь на полигоне под Гродно, где Главнокомандующий ознакомился с тем, как идет комплексное тактическое учение. Безусловно, действия НАТО на Западе не остались незамеченными. Как признался Александр Лукашенко, ему впервые за четверть века пришлось принимать самое серьезное решение: привести основные части армии в полную боевую готовность и перебросить часть войск на запад страны. Во время Совбеза Александр Лукашенко охарактеризовал деятельность оппозиционного штаба, который попытался сформироваться на неделе. Создание в стране альтернативных органов, претендующих на власть, – это прямое нарушение закона. На это уже отреагировали Генеральная прокуратура и Следственный комитет.
Что касается представленной штабом программы, скажем кратко: она суицидальна. По оценке экспертов, нам предлагается просто лечь и сложить руки. За громкими предложениями – смертельная инъекция для экономики, отраслей и предприятий.
Из личного. В последнее время интернет-сообщество (по разным причинам) активно задаёт вопросы – а что такое «политический обозреватель»? И это не повышенная зарплата, не возможность носить клетчатый костюм-тройку и даже не привилегия задавать вопросы Президенту. Чтобы что-то обозревать, нужно владеть максимальным количеством информации. В конкретном случае – гораздо проще понимать Главу государства, когда за последние три года слышал всё, что он говорил публично.
В той же командировке Президент добавил, а потом повторил ещё не раз: «Обещаю, на выборах будет интересно, а после выборов – ещё интереснее». Конечно, подумалось в первую очередь о внутренних делах. Да, в Беларуси есть люди, которые хотели бы что-то поменять. И тут всё испортил Цой: взял в своё время и спел про перемены, но никому не объяснил, что имел в виду. Хотя намекнул: перемен, мол, требуют только сердца и глаза. Про мозги и размышления – в песне ни слова. Перемены-то разные бывают. Просишь вот человека: сделай интересный репортаж, поменяй своё отношение, тебе же будет лучше – ноль реакции. А потом взял, уволился и сидит теперь без работы – ну, это, конечно, тоже перемены, но странные какие-то.
Но это частности. Что же касается перемен, то уже несколько лет Глава государства и эксперты обсуждают изменения в Конституцию. Для того, чтобы поменять структуру власти в Беларуси. Если белорусы к этому готовы – будет референдум. Прямо сейчас из-за границы идут разговоры о том же – смена Конституции и смена структуры власти. Слегка удивительно, что несколько лет те, кто сейчас в самоизгнании, никакого интереса к переменам не проявлял. Хотя власти к диалогу призывали. И вот те, кто за перемены, но толком непонятно какие, воплотили в жизнь мечту многих мальчишек – свой штаб. Сначала был по классике – штабик, но сейчас разросся.
Сам по себе штаб, откровенно говоря, для власти не опасен. Да и вообще, сейчас те зрители, кто злится с первых строк – вы серьёзно? Мотив «против Лукашенко» понятный. Но за кого вы? Симпатичная девушка, ныне проживающая в Литве, эмоциональная женщина, ныне проживающая где-то, и третья, суть риторики которой сводится к тому, что «белорусы – невероятные», что бы они ни делали. Да, мы и правда невероятные, если не замечаем, что за штабом кто-то есть. Может, недавно только появился, а сразу не было, но ведь не суть. Прямо сейчас это и не белорусский вовсе штаб.
Сейчас повестку тех, кто против, перехватили зарубежные игроки. Блицкриг не удался – и теперь штаб заходит на второй виток, не особо скрывая своих покровителей. Призывали раньше к перевыборам, но даже тогда были опасения, что нас дурят.
Если кому-то кажется, что такого быть не может, почитайте про Леха Валенсу, который феерично взошёл на польский президентский трон, кинув тех, кто ему на старте помог. Там тоже был штаб и примкнувшие. Кстати, про Польшу. А что, если обещанный оппозицией новый Президент в Беларуси, это Анджей Дуда? Или Науседа? Или Левитс? Варшава, Вильнюс и Рига ещё до оглашения результатов наших выборов активно включились в процесс поддержки тех, кто не согласен. Но давайте честно – конкретно на белорусов им всё равно. Как и остальным. Политика в целом – штука циничная.
Мы, кстати, не поленились и после этих слов Президента спросили у самих французов: что они думают насчёт Макрона и предложения Александра Лукашенко помочь парижскому коллеге?
Очень легко, на самом деле, выступать за всё хорошее и против всего плохого. Что во Франции, что в Беларуси. Сложнее сделать так, чтобы всем было хорошо – или хотя бы чтобы все не стало катастрофически плохо. Сейчас уже без шуток: а все ли мы понимаем, что значит перегруппировка войск и в насколько исключительных случаях Главнокомандующий принимает такое решение? Впервые в истории суверенной страны. Тоже ведь перемены, но в нужную ли сторону?
А что штаб? Не генеральный, а оппозиционный? А ничего. Юридического статуса никакого нет – значит, нет и ответственности. Ни экономической, ни геополитической, никакой. Подумаешь, нападут на страну – зато перемены, а белорусы – невероятные. Эти игра в политику и потакание настроению части общества, подогретое коронавирусной агрессией, зашли слишком далеко. Одно дело – искренне желать своей стране счастливого будущего, другое – своими действиями толкать страну в ужасающее настоящее.
Борьба за власть – дело в целом нормальное, если в рамках законодательства. Но в последнее время те, кто боролся за власть, начали бороться против власти. Малозаметное различие по звучанию, но колоссальное – по содержанию. Ничего хорошего из этого не может выйти априори – скоро это начнут понимать в штабе и начнут выходить из него. У тех, кто за действующую власть, уже есть и понимание, что «Саша 3%» – это наглейшая ложь в политической истории Беларуси, на платформе «Голос» оппозиционеры проголосовали тоже за Лукашенко, а в поддержку действующего Президента начали выходить те, кому привычнее сидеть дома – выбор-то сделан 9 августа. Мы точно запомним 2020-й – и сделаем выводы. Вот эти перемены точно случились.
И последнее – про политическое обозрение. За последние недели Президент не единожды сказал: «Лукашенко рано или поздно уйдёт». У экранов сейчас есть те, кто считает, что без Лукашенко в Беларуси на долгие годы быть беде, и те, кто уверен, будет только лучше, и сразу. Важный аспект для политического анализа – допускать ошибочность своего мнения. Если мы ошибаемся – просто признаем, что стало лучше, порадуемся и забудем. А если ошибаются другие и случится катастрофа? Назад ведь уже не отыграешь… Но проверить сейчас не получится – власть твёрдо показывает, что не уйдёт под давлением. Да и не хочется проверять. В текущих оперативных условиях всё слишком очевидно.
Фото: БЕЛТА
Подписывайтесь на нас в Telegram