Когда проиграть никак нельзя. О глобальной информационной войне, в которую, по сути, втянули Беларусь, говорили сегодня на совещании во Дворце Независимости. Александр Лукашенко встретился с руководителями ведущих средств массовой информации. «Белтелерадиокомпания», ОНТ, СТВ, «Мир», БелТА и «Беларусь сегодня» – бренды, любимые одними, и как бельмо на глазу для других. Главное – что равнодушных нет.
Журналистам приходится работать в условиях постоянного противостояния и ответа на фейки и информационные вбросы. Ведь Минск и Москву буквально демонизируют в глазах всего мира – подчеркнул Президент. Александр Лукашенко просит не расслабляться и одновременно готов поддержать СМИ. Но не рыбой, а удочкой. К выходу в свет готовится указ о рекламе. Президент говорит открыто: кому-то он может показаться непопулярным. Так кто заплатит за информационный суверенитет? И кому новости встают в копеечку?
Их оружие – слово, и редкий случай, когда можно вот так просто перекинуться парой слов и при этом никого не ранить. Конкуренты в обычные дни, они просто вынуждены были сплотиться. И выступить единым фронтом. Во всех смыслах.
Когда тебя втянули в войну на поле противника, что остается? Кто-то скажет: принять его правила. А что если ворота переносят по ходу игры? Это война, которую не мы начали, но осваивая шаг за шагом чужие правила, начали диктовать свои. Кто-то называет это пропагандой. Но Александр Лукашенко скажет прямо: не надо стесняться.
Любопытно, что термин «пропаганда» словари толкуют по-разному. Ее корни так глубоко, что и не докопаться. Об оттенках значений, конечно, можно спорить. Но Президент просит при этом не путать белое с черным.
И если после выборов казалось – это спринт, теперь ясно – марафон. И насколько он растянется – кто знает? Белорусские СМИ все чаще перехватывают повестку. При том, что сражаться им порой приходится не на своей территории. Долгое время то же телевидение было в интернете гостем, печатная пресса – и вовсе редко заглядывала. Сейчас это, может, и не борьба в духе, кто в доме хозяин, но точно с правами на совместную жилплощадь. И Александр Лукашенко отнюдь не призывает взять и выселить соседа-дебошира.
К слову, по данным Мининформа, 63% белорусов получают информацию из интернета, 61% – из телевизора. Вечный бой. Конечно, запрос на правду велик – хоть, она, понятное дело, у каждого своя. Но новости от первоисточника для людей думающих не сможет заменить ни один телеграмм-канал. И вот всего один, но говорящий пример. Недавнее интервью Александра Лукашенко журналисту из Японии только на четырех белорусских YouTube-каналах посмотрели 10 миллионов раз.
Марат Марков, председатель правления телеканала ОНТ: «Мы сами видим, насколько доля телесмотрения новостей, аналитических программ выросла по сравнению с мирным периодом. Это не означает, что мы не должны работать в развлекательном сегменте, но давайте говорить прямо: сегодня чуть-чуть не до развлечений. И по ОНТ у меня есть цифры: если два года назад у нас было 29-30% собственного контента, то сейчас это 36,5%. И чтобы вы понимали: 1% контента – это несколько сотен тысяч долларов обязательных дополнительных вложений. И тот, кто считает, что можно построить АЭС на энтузиазме, не очень профессионален».
Телевизионное производство – дорогое удовольствие. И дело тут, уж поверьте, точно не в зарплатах. И в этом плане с президентом легко договориться. Если знать его принципы.
Средства массовой информации живут во многом за счет рекламы. Но ситуация на этом рынке складывается… как впрочем, и на любом другом рынке сейчас. Сложным выдался пандемийный 2020-й. Но военно-политический 22-й, похоже, может его переплюнуть.
Санкции пугают одних рекламодателей, а других просто вынуждают уйти с рынка. Ничего не попишешь! Или кое-что все-таки можно прописать? Александр Лукашенко как будто даже немножко прорекламирует готовящийся указ.
Как бороться за государство, так они одни, а как осваивать рекламные бюджеты, так все вместе. По мнению Президента, так быть не должно. Он не бросается словами, просто в силу обстоятельств не боится непопулярных мер. Так слово за слово – и указу быть. И, похоже, не ему одному.
Но Президент предостерегает: не надо думать, что средства потекут рекой. Во-первых, вряд ли это Амазонка из денег, а во-вторых, телевизионные (да и не только) боссы уверяют: это на развитие – под честное слово. Ведь расслабляться рано.
Александр Лукашенко – хозяин своему слову. Но оно так режет слух отдельным силам, что те упорно делают вид, что не слышат. Что ж, надо признать, что любая борьба требует денег. СМИ нужно развиваться. И сегодня это не вопрос престижа и даже не столько зрительского или читательского интереса, сколько выживаемости власти и государства. В общем, поддержка ему нужна и словом, и делом.
Фото: БЕЛТА
Подписывайтесь на нас в Telegram