Поговорить о ситуации в силовом блоке, проанализировать сильные и слабые его стороны – Александр Лукашенко поручил подготовить масштабное совещание. Задача стоит перед Генеральной прокуратурой. Главу ведомства Президент сегодня принял с докладом.
На предстоящем совещании планируется обсудить задачи и недостатки силового блока. Основой для разговора станут итоги прошлого года. Что же касается деталей организации, то площадкой может стать Дворец Независимости. А вот число участников оценивается предварительно в три сотни.
Александр Лукашенко, Президент Беларуси: «Есть некая у меня настороженность, это наш недостаток, что мы вот в таком составе не говорим о проблемах армии, прокуратуры, следственных органов, МВД, КГБ в целом, собрав их вместе. Все-таки это люди, которые выполняют похожие, схожие задачи, очень важны контакты. Допустим, Следственный комитет должен видеть, чем живет армия. Прокуратура-то понятно: вы тут постоянно в контакте. Надо будет нам обсудить. И там послушаем достижения наши и недостатки, поэтому продумайте с главой администрации, согласуйте график мой, чтобы мы могли основательно подготовиться к этому мероприятию».
Президент следит и за ходом уголовного дела о геноциде белорусского народа во время Великой Отечественной войны и послевоенный период. Это расследование останется в истории навсегда, подчеркнул Александр Лукашенко.
Еще одной темой стала комиссия для работы с желающими вернуться на родину. Указ о ее создании подписан. Решением дать возможность человеку, который хочет вернуться домой, сделать это, государство демонстрирует добрую волю. А вот использовать ли этот шанс, дело добровольное.
Александр Лукашенко, Президент Беларуси: «Мы никого, Андрей Иванович, сюда не должны тянуть. А так там уже пошла волна: "Вот мы тут, Лукашенка хоча iх сюда зацягнуць і пасадзіць". Вот прочитают Указ и будут видеть, как будет работать комиссия. Мы никого не собираемся априори сажать, но если заслужил эту посадку, так он, наверное, и в эту комиссию не пойдет. Пойдет – рассмотрим. Все будет по закону. Но главное – не тащите их сюда силой. Вы правильно предложили: заявление в комиссию (хотите – по интернету передавайте, хотите – в конверте пересылайте) – мы рассмотрим любое ваше заявление. Но силой сюда тащить, чтобы посадить, как они говорят, или вообще, чтобы поговорить с кем-то, мы не собираемся. Это наша добрая воля, мы ее продемонстрировали. Пожалуйста, обращайтесь – будем рассматривать ваши заявления. Не хотите – сидите там. Хотите – воюйте, хотите – метите улицу. Не все же могут воевать даже, не всех же возьмут на фронт. Метите улицу, мойте посуду. Кто более подготовлен, будут патроны подавать в Польше или Литве. Это их выбор. Мы никого не заставляем и не настаиваем в этом плане».
Тема возращения людей на родину вызвала резонанс – и в стране, и за рубежом. Если говорить прямо: есть противники, которые могут организовать провокации в обмен на деньги Запада. По словам генпрокурора, создаваемая комиссия будет на две трети состоять из общественности, известных и авторитетных людей. Каждое обращение будет рассматриваться в индивидуальном порядке.
Андрей Швед, генеральный прокурор Беларуси: «Предусмотрены возможности реализации всех правовых норм, которые направлены на освобождение лица от ответственности либо изменение меры пресечения. И, самое главное, если это лицо, получив на руки документ о том, что к нему нет претензий, или изменена мера пресечения, или принято какое-то иное решение, которое, по мнению этого лица, позволяет ему спокойно въехать в Республику Беларусь, определена также гарантия, связанная с тем, что в случае возникновения каких-либо претензий со стороны государственных правоохранительных органов только с согласия генерального прокурора или лица, исполняющего его обязанности, могут применяться меры процессуального принуждения либо приниматься какое-то правовое решение».
Не остается в стороне от актуальных процессов в обществе и вся судебная система. Поэтому создание комиссии по работе с гражданами, которые хотят вернуться в страну, Александр Лукашенко затронул и на встрече с председателем Верховного суда Валентином Сукало.
Александр Лукашенко, Президент Беларуси: «Развернули работу по всем нашим преступлениям беглых. Тем не менее по закону мы понимаем: в судах много решений по наказанию преступления подобного образа, по людям, которые находятся здесь. Как это стыкуется, нет ли здесь противоречий каких? И еще раз Ваше мнение по поводу какой-то отдушины к этим беглым, которые все-таки незначительные совершили правонарушении. Кто-то с испугу сбежал. Ваша оценка по тому, что мы создали комиссию, чтобы некоторых, так сказать, реабилитировать и они смогли вернуться на родину».
Как позже рассказал журналистам Валентин Сукало, его позиция следующая: разрешение дел на досудебной стадии в отношении желающих вернуться можно только приветствовать. Если эти люди раскаялись в содеянном, возместили ущерб, извинились. Рост уголовных дел экстремистской направленности фиксировался. Но суды заинтересованы в том, чтобы таких дел было меньше.
В этом году высшему судебному органу исполняется 100 лет. Развитие отечественной судебной системы на современном этапе, особенно в контексте конституционных изменений – эта тема также интересовала Александра Лукашенко.
Александр Лукашенко, Президент Беларуси: «Исходя их вашего опыта, результаты, какие у нас в связи с этим результаты? Подходим к Всебелорусскому народному собранию. Суды выведены наверх, если так говорить по-народному, под ВНС. Также? Поэтому независимость, естественно, судебной системы таким образом увеличивается, усиливается. Это очень важно: мы здесь не ошиблись, не будет здесь какой-то ошибки и по Конституционному Суду, и по Верховному Суду? В связи с тем, что мы делаем его более независимым, поднимаем туда наверх – к Всебелорусскому народному собранию».
Валентин Сукало, председатель Верховного Суда Беларуси: «Судебная система сегодня в целом отвечает всем предъявляемым к ней конституционным требованиям. Она спокойно реагирует на все вызовы и угрозы и спокойно и уверенно осваивает те объемы правосудия, которые сегодня у нее есть. Вместе с этим она не стоит на месте, продолжает совершенствоваться, реформироваться. Так удачно совпало, что судебная реформа по времени совпала с конституционной реформой. Мы завершили третий этап судебной реформы – и как раз конституционная реформа. И это получило закрепление на самом высоком конституционном уровне».
Организация работы судов стала лучше. Сыграла роль и цифровизация. Автоматизированная информационная система позволяет следить за ходом дел в районных судах. Уменьшилось число переносов, перерывов. Экономический апелляционный суд также стал предметом разговора у Главы государства.
Валентин Сукало, председатель Верховного суда Беларуси: «Сегодня апелляционные инстанции, не возвращая дело на новое судебное рассмотрение в суды районные или городские, сами фактически завершают правосудие, выносят решение. В апелляционном порядке обжалуются не так много судебных решений: в уголовном правосудии – это только 20% приговоров, в экономическом правосудии – 12% решений обжалуется, в гражданских спорах – 5%, а в административных делах – всего 1%. Таким образом, основная масса дел остается вне поля зрения вышестоящих судов. Они тоже требуют дополнительной проверки. Для этого вводится еще такая стадия новая, как кассационное рассмотрение. То есть после вступления решений в законную силу они тоже могут проверяться в кассационном порядке».
Коснулись на встрече и нюансов дел, которые находятся на контроле Президента.
Фото: пресс-служба Президента Беларуси
Подписывайтесь на нас в Telegram