Величайшая ценность в эти дни – безопасность. И когда речь о мире – автоматически разговор про обороноспособность страны. Обеспечить ее – значит сохранить Беларусь и тот образ жизни, к которому мы все привыкли. Это сегодня одна из важнейших задач государства.
Президент посетил полигон Обуз-Лесновский под Барановичами, чтобы лично увидеть разработки военпрома и оценить их эффективность в условиях нынешних угроз. Уроки Украины слишком очевидны. Уже понятно: армия не может быть прежней, ей нужно соответствовать запросам времени.
Беларусь своевременно скорректировала подходы к оснащению войск, уверен Глава государства. Тому подтверждение – беспилотники, которые сегодня на полигоне продемонстрировали всю свою мощь. «Миротворец», «Бусел», «Буревестник». Игорь Тур – почему не стоит обманываться поэтическими именами и что уже завтра станет грозой небес.
Удивительное дело: на выставке – и беспилотники, в том числе ударные, и средства подавления связи, и БТР с танком, а министр обороны за 15 минут до прибытия Главнокомандующего инспектирует… аптечки.
К теме того, что при всей важности техники главное – сберечь людей, позже вернется и Александр Лукашенко. Пока же по пути от вертолетной площадки до выставки – привычные вопросы губернатору Брестчины, не о войне, но о гражданской мобилизации во всем. У первого же стенда Глава государства главе Госкомвоенпрома задает главный вопрос.
И далее у каждого образца были скорее не доклады, а уточнения. Все же докладывают о чем-то принципиально новом, а поручения развивать беспилотники вместе со средствами борьбы с беспилотниками врага Александр Лукашенко давал и год назад, и ранее.
Вообще экономические векторы оборонной промышленности простые: мы производим то, что нужно нам критически, сами или с поддержкой России, производим то, где на рынке есть свободные ниши, и не гонимся за модой. Да, беспилотники сейчас в тренде, но чаще – в интернет-комментариях гражданских. Эти же образцы разрабатывались в Беларуси годами.
Позже министр обороны обратит внимание: львиная доля беспилотников – оборонного типа. Но если нужно – есть чем и наступать. То, что по-простому можно назвать летающим гранатометом, правильнее назвать ударными комплексами.
Или вот ударные беспилотники самолетного типа, в том числе – популярные дроны-камикадзе. Их развитие обсуждали с главнокомандующим не раз – и даже если судить только по публичным встречам. На самом деле, докладывают Президенту о работе куда чаще. Настолько, что глава Госкомвоенпрома в какой-то момент перешел на понятный военный сленг, где беспилотник стал просто птичкой.
А вот кто реже встречался с Главнокомандующим, порой говорили что-то типа «центры управления очень важны» и слышали в ответ «ну, я это и без вас хорошо понимаю». То же самое касается и боеприпасов, с которыми, кстати, в Беларуси проблем никогда не было. Тут вопрос скорее в свежих идеях – и на фоне маститых конструкторов молодой новатор смотрелся очень свежо.
И, наконец, аппарат, который сразу привлекает внимание внешне, больше похожий на управляемый с земли вертолет. Это настолько ноу-хау, что подобные системы (а работают два таких дрона в связке плюс центр управления) есть только у США. И то – засекреченные.
После такого дроны-разведчики и корректировщики, без обид, смотрелись уже как-то скучновато. Разве что процесс предметного обсуждения – что нам надо, а что нет – порой складывался очень конкретным.
А чтобы чрезвычайных ситуаций с дронами врага и вообще с противником не было на нашей территории – еще более важная тема: средства подавления связи летательных аппаратов. Здесь представлены колоссальные произведения военного искусства.
Впереди у всей делегации планировался осмотр боевого применения дронов. И Александр Лукашенко спросил о том, что в этот момент было в голове у каждого журналиста: а если прямо сейчас нажать на нужную кнопку – никто никуда не полетит?
Чуть дальше – системы РЭБ и поменьше, и подешевле, хотя в целом это все очень дорого, пусть и в репортаже обойдемся без цифр. Но если уверены, что нужно – покупайте, скажет Лукашенко министру обороны. А вот дальше… дальше у Главнокомандующего был разговор с военными без прессы о самом важном. Уже после него обсудили особенности применения ружья против дронов и системы наблюдения за границей, идеи по, внимание, лазерному оружию, и уже легендарные для армии единицы техники типа «Берсерка». В конце экспозиции всех ждали привычные, но тоже модернизированные образцы. Для начала – БТР.
А затем – и еще раз модернизированный танк Т-72, который, кстати, сразу после оценки отправится на боевую демонстрацию. Здесь же – наш экипаж танкового биатлона. Который занял высокое, но не первое место.
Касаемо танков – естественно, танкисты уверяли, что это основа армии. Но какие танки нам нужны? Опыт Украины показывает, что бойцы хотят не навороченную армейскую «Теслу», у которой в любой момент может «лечь» электроника, а надежную, понятную и привычную технику. Но модернизированную. Такой танк с такой переработкой в Беларуси один. «Красивый», скажет Лукашенко. Но их нужно больше. Даже если это дорого.
И вот, наконец, казалось бы – наименее хайповые образцы выставки, но около них задержались надолго. Украинский опыт показал, что чаще люди гибнут на поле боя не от снарядов, пуль или дронов-камикадзе, а от пустой аптечки при ранении. На это несколько месяцев назад отреагировал Президент, поручив лично Министру здравоохранения изучить все аптечки мира – и сделать так, чтобы белорусский солдат всегда имел под рукой все, что в бою спасет ему жизнь.
И затем все рванули с места: Президент и делегация – на вышку полигона, танк – на демонстрацию боевого применения. Хотя главные роли в этом сценарии сыграли все же беспилотники. По итогам испытаний разработчиков и боевых исполнителей Александр Лукашенко похвалит.
В целом итог сегодняшнего смотра простой – это доработка ранее принятых решений, а не что-то срочное ввиду событий на Украине. Что-то получается лучше, что-то дороже, но в целом – наши военные полностью понимают, что нужно им для обороны страны. А производители понимают и запросы наших Вооруженных сил, и запросы рынка. Экспортные задачи тоже никто не отменял.
Разве что и министр обороны, и глава Госкомвоенпрома, и Главнокомандующий сегодня много раз повторяли «если понадобится». Все же наша доктрина оборонная, и никакого желания воевать у Беларуси нет. Но к этому все готовы. Еще раз – если понадобится.
Фото: БЕЛТА
Подписывайтесь на нас в Telegram