Нефть можно купить на любом направлении, а монополия одного поставщика – не более чем вопрос привычки. Сегодня во Дворце Независимости вновь обсудили импорт углеводородов. Тезис Президента прежний: диверсификация поставок. И это не альтернатива ради альтернативы, а реальный инструмент в переговорах со всеми продавцами.
В последнее время в этой теме всё больше конкретики. Нефть из Норвегии, предложение США, интерес к поставкам со стороны Польши и договорённости с Азербайджаном – это то, что уже есть. Плюс, добавляет Александр Лукашенко, и в самой России многие компании хотят работать с Минском. Покупать российскую нефть мы будем – вопрос, сколько?
40-50% нужного объёма можем получать от восточного соседа, остальное – на других рынках. Но для этого нужно прорабатывать логистику. Речь не о реверсной перекачке по «Дружбе»: сегодня детально говорили и об экспорте наших нефтепродуктов – бензина и дизельного топлива.
Как раз выработки единой стратегии от правительства, в котором с сегодняшнего дня новый вице-премьер, ждёт Президент. Причём важная задача – снизить в целом уровень влияния колебания цен на сырую нефть на ВВП страны.
Для журналистов, освещавших совещание по нефтепереработке во Дворце Независимости, начало дня оказалось сюрпризом. Кадровым. Впрочем, и сам Юрий Назаров о предстоящем назначении узнал лишь накануне от главы Администрации Президента. В последнее время руководитель «Беллесбумпрома» часто появлялся в эфире. Чего только стоят поездки Президента на профильные фабрики в Шклов, Добруш и Светлогорск. Ещё тогда корреспонденты подметили – Назаров, что-то предлагая, уверенно добавляет: под мою ответственность. Конечно, это не единственная положительная черта нового вице-премьера, но, что касается нефтехимического комплекса Беларуси в данный исторический период, то ответственность здесь уже идёт с приставкой «сверх».
Как бы это странно ни звучало, но на самом деле суть работы Юрия Назарова не поменялась. Как и раньше, его главная задача – переработать сырьё и получить продукт с как можно большей добавленной стоимостью. Но если в случае с деревообработкой у нас собственное сырьё в избытке, то вопрос поставок нефти это уже как раз тема большого совещания.
Пока Президент очерчивал круг задач новому вице-премьеру, остальные участники совещания предварительно обсуждали главную тему за дверью в так называемой комнате-накопителе. Среди них чиновники, которых уже без преувеличения можно назвать ветеранами углеводородных переговоров. Им не раз приходилось встречать новогодние праздники под дверями кремлёвских кабинетов. Их оппоненты, держась рукой за вентиль, всегда говорили с позиции силы. И вот, наконец, исторически переломный момент. Теперь мы выбираем и ассортимент и продавцов.
Впрочем, нефтегазовым рычагом давления пользуются во всем мире те, кому повезло овладеть ресурсами. Поэтому сидеть и пенять на конкретную страну, дожидаясь снисхождения – удел слабого. А в безволии Президента Беларуси трудно обвинить. Ещё недавно в заявлении Главы государства о диверсификации поставок нефти многие увидели якобы ход, чтобы сбить цену у основного продавца. И вот ответ всем сомневающимся – основной не значит единственный и уж тем более не главный. Зачем брать в комплекте с сырьём шантаж, принуждение и ультиматумы по любым проблемам, если на рынке можно найти более чистые марки.
Сухой остаток подбивает премьер. Потери с начала года ощутимые. Недобор – около миллиона тонн в месяц. С одной стороны, нехватка нефти ударила по белорусским НПЗ, а, следовательно, и по ВВП страны. С другой, отмечает Президент, ситуация даже в чём-то полезная. Прогноз развития в ближайшие пять лет нужно выстраивать с отвязкой на рост ВВП от условий поставок нефти. Азы экономики. Если на рынке один продавец, то логично, что он диктует свои условия, а если продавцов будет много, то работает закон, выгодный для нас – покупатель всегда прав.
Ещё в январе российские эксперты сомневались над альтернативными планами белорусских НПЗ. Мол, если и найдут других продавцов, то объёмы точно будут декоративными, для вида. В итоге на март наши заводы уже законтрактовали миллион тонн нефти. Среди поставщиков – ни одной крупной компании из России, которые снабжали нас раньше, но требовали им платить дополнительную премию за каждую тонну. Как говорится, свято место пусто не бывает. По нефтепроводу Одесса – Броды на Мозырский НПЗ пойдёт азербайджанская нефть, своё сырьё к нам поставят сразу шесть небольших российских компаний, которые согласились работать без премии. Значит, оказывается, и так выгодно.
А отрасль представлена двумя мощными НПЗ в Новополоцке и Мозыре. Беларусь вложила в них миллиарды долларов. Окончательно модернизация завершается в этом году, и у нас будут одни из самых передовых нефтеперерабатывающих заводов на континенте. То, чего нет у ближайших соседей. А значит, резюмирует Президент, проще искать партнёров и заниматься поставками вместе.
Но если на юге нефтепровод уже есть, то железнодорожные поставки с севера не так выгодны по цене, поэтому, вложив столько денег в производство, не стоит экономить на логистической инфраструктуре. Тем более цена вопроса не такая высокая. Нужна труба? Построим. Зачем ждать, когда помощь нам предлагает самое мощное государство в мире.
В общем, работы у нового вице-премьера будет много. Сложной и интересной. А её итогом должны стать не просто цифры переработанных тонн, а качественное и доступное по цене топливо на заправках и валюта, заработанная на экспорте бензина и дизеля за границу. Ну и, пожалуй, самое главное – Беларусь должна преодолеть зависимость от поставщика-монополиста. И здесь речь даже не о рынке – на кону независимость страны. Поэтому реализация задачи на правительстве не замыкается – конкретные задачи от Президента сегодня получили все участники совещания, вплоть до Совбеза и дипломатического корпуса. Все ответственные сформируют своего рода оперативный штаб, который будет собираться на постоянной основе, пока в докладе Президенту не прозвучат два заветных слова – диверсификация обеспечена.
Подписывайтесь на нас в Telegram