Лукашенко: Наша стратегическая задача в сфере обороны, если вдруг, – нанести неприемлемый урон противнику

Лукашенко: Наша стратегическая задача в сфере обороны, если вдруг, – нанести неприемлемый урон противнику

Порох нужно держать сухим! Это известное выражение не раз вспоминал Президент Беларуси, подчёркивая миролюбивый статус Беларуси. Непринятие военной агрессии, но вместе с тем – готовность за себя постоять. Независимо от того, с какой стороны угроза бы ни исходила. 


Понимание того, что Беларусь готова отразить нападение, – это лучшая превентивная мера. В XXI веке основная ударная сила практически любой армии – это воздушный кулак. Речь даже не о штурмовиках или бомбардировщиках – наступление начинается с ракетного удара. Ракетами же другого класса атаки его отражают.  

Сегодня Александр Лукашенко оценил наработки Беларуси по производству зенитно-ракетных комплексов и снарядов для них. Задача – оборонная, но и контратаковать противника по военной доктрине тоже жизненно необходимо. Президент заявил: стратегическая задача страны в случае угрозы – нанести неприемлемый урон противнику. И эту силу нужно демонстрировать.

Практически по всем направлениям у нашей армии – готовность на высоком уровне. Те, кто точно стреляет, и то, из чего ведётся ракетный огонь, – это наше. А вот ракеты, финальный штрих зенитной обороны, страна в основном закупает. Поэтому Глава государства уже давно поручал заняться разработкой собственных ракет. Успехи есть – но есть и затягивание сроков.

Визит Президента для белорусских оружейников – это больше, чем экзамен. Да, кто не справился с предыдущей задачей, как правило, расстаются с должностями, а кто выполнил обещание – получают достойные награды. Но в масштабах страны – это, скорее, историческая веха. Уже в который раз главнокомандующий задаёт вектор развития военно-промышленного комплекса. 

Глядя на уходящую вдаль выставку вооружений, нельзя не вспомнить, с чего начинался белорусский ВПК. Сначала модернизировали советское наследие, и в этом преуспели. И даже сейчас, например, из старых самолётов и танков делают технику на уровне передовых моделей. Но всё же главный технологичный импульс, а следом и прибыль, дают новейшие разработки. И это – без пафоса – повод для гордости. Кто мог подумать в голодные девяностые, что белорусы войдут в мировой топ производителей вооружений. Причём некоторые отрасли мы создали с нуля. Например, беспилотники. Теперь это уже боевые дроны, способные самостоятельно наносить удары по противнику. Ну или наземный робот «Берсерк», в котором применена технология нейронных сетей. Искусственный интеллект способен отличать своих от чужих и самостоятельно принимать решения. Война машин – то, о чем когда-то лишь грезили фантасты. 

Белорусский ВПК идет следом за эволюцией белорусской армии. Никаких громоздких фронтов – быстрые, манёвренные бригады, способные молниеносно оказаться в любой точке нашей страны и нанести такой удар, чтобы потенциальный противник задумался ещё до того, как переступит нашу границу. 

Эту сферу тоже начинали развивать практически с нуля. И если уж речь пошла про деньги, то всё окупилось с лихвой, – уверяют оружейники. Это, кстати, и лакмусовая бумажка качества всех наших вооружений. Ведь сделать можно всё, что угодно, и даже картинку красивую снять, но если их не берёт ни своя, ни зарубежные армии, то всё это – дорогие, но бесполезные игрушки. Так вот, ежегодный экспорт белорусского ВПК – больше миллиарда долларов. С нашими заводами сотрудничают и арабские шейхи, и даже страны НАТО, о требовательности которых рассказывать не надо. И то, что в рейтинге самых могущественных стран мира относительно небольшая Беларусь поднялась на 35 место, оставив позади и Польшу и Украину, это в том числе заслуга наших оружейников, а собственная ракета – это во всех смыслах заоблачные технологии. 

Корпус хоть и внушает визуально уважение, но это всего лишь обёртка, а то, чем действительно должны гордиться белорусы, находится внутри. Головка, по сути, глаза и мозг ракеты. Если она обнаружила цель, то уже не отпустит, даже если та будет лететь в три раза быстрее скорости звука. Причём нашей ракете не нужно обязательно уткнуться в самолёт или ракету противника. Здесь работает лазерный взрыватель, поэтому достаточно пролететь в 20 метрах и – бум! 

И хотя стрелковое оружие и ракеты, как говорится, разного поля ягоды, стратегия здесь одна. Ведь когда-то Президент поручил сделать свои автоматы и пистолеты, а главное – свои патроны, потому что в случае реальной угрозы импортных мы можем и не дождаться. Даже вирусная пандемия наглядно показала реакцию ближайших союзников по принципу «каждый сам за себя». Что уж про войну говорить, когда и с учениями проблема. Вот и ракетный пример. Белорусы создали реактивную систему залпового огня «Полонез», способный выжечь целую дивизию противника на расстоянии в 200 километров. Помогали нам китайцы, а не россияне. Потом радиус поражения «Полонеза» вырос до 300 километров, но ракеты, что заряжают в наши пусковые контейнеры, – китайские. Президент поручил сделать свои. Разработка активно ведётся, но испытывать сырое оружие на такое расстояние в Беларуси – большой риск, поэтому идут переговоры с другими странами, где много безжизненного пространства. Многие готовы предоставить белорусам полигоны, но России среди них нет. 

Кстати, перед большим полётом белорусские ракеты доводят до ума прямо в ангарах. Передовые технологии позволяют имитировать и высокую скорость, и наведение на цель. Кстати, белорусские ракеты для отечественных зенитно-ракетных комплексов «Бук» уже успешно прошли испытание, как говорится, на открытом воздухе. Первая управляемая ракета стартовала в феврале. Сегодня Президента попросили на ней расписаться. 

Многие вооружения в этом ангаре пока под грифом «Секретно». Поэтому, не рискуя лишним планом на монтаже, поскорее выходим наружу, где техника, на которую есть зарубежные предзаказы. Тот же «Бук» – теперь полностью белорусский.

Это кстати, ещё один пример, когда ВПК подтягивает за собой отрасли. И если уж речь о конкретной выгоде, то расчёт потенциальной прибыли даже от одной небольшой ракеты впечатляет не меньше, чем само оружие. 

Когда оборона своей страны получается ещё и с прибылью для бюджета – эффект получается двойной. А если ещё учесть импортзамещение, то выходит успешный бизнес-проект, не уступающий пресловутой IT-cфере.

Оружейники признаются: каждый раз получая от Президента новую задачу, думали, что реализация невозможна. Теперь на опыте понимают: нет ничего невозможного. Поэтому и готовиться к следующему экзамену от главнокомандующего начали, когда ещё не стих звук его вертолёта. И если признано, что экономика – фундамент обороны и независимости страны, то военпром в этом смысле – всё в этом флаконе, поэтому отрадно, когда комплексы у белорусов – зенитно-ракетные. 

Подписывайтесь на нас в Telegram

Персоны:
Президент
Корреспонденты:
Дмитрий Семченко