Процесс импортозамещения будет жестко контролироваться президентами Беларуси и России. Более того, идти по нему всем причастным стоит без бюрократизма и отсрочек. Об этом сегодня говорил Александр Лукашенко на встрече с делегацией из очередного российского региона – Самарской области.
Это сердце автомобилестроения России, но сейчас автогиганту на берегах Волги – «Автовазу» – не хватает «кислорода», чтобы дышать на полный конвейер. Демарш французских партнеров обернулся нехваткой автокомпонентов. Но Минск готов подставить технологическое плечо.
Касается это проектов в разных сферах. Белорусская сторона выполняет все свои обязательства по поставкам. Вопрос на контроле Президента. О чем Александр Лукашенко напомнил правительству? И с чем приехал губернатор Самарской области?
Так уж сложилось, что «губернаторский» день во Дворце Независимости обычно четверг. Но эта рабочая неделя Александра Лукашенко началась со встречи с делегацией из Самарской области. Губернатор Дмитрий Азаров рассчитывает остаться еще и на Форум регионов, но вообще почву для заключения соглашений в Минске готовили заранее.
Понятно почему. «Автоваз» вышел из отношений с французами из «Рено» со статусом «все сложно». С автокомпонентами и комплектующими. И чтобы выйти на прежние мощности, а на заводе в Тольятти выпускали около 70% всех автомобилей в России, как никогда нужна помощь союзников.
Выгодно ли Беларуси и России быть вместе экономически, Александр Лукашенко и Владимир Путин обсудили на встрече в Санкт-Петербурге. Дело стоит своих полутора миллиардов. По совместной программе импортозамещения наша страна уже наметила 15 проектов.
Времена, когда завод в Тольятти гремел на весь Союз, а «Жигули» были вожделенной мечтой советского человека, прошли.
Но, несмотря на токсичный контекст взаимоотношений с западными партнерами, для Беларуси и Самарской области – время возможностей. Нужно выходить с 700 миллионов долларов на более солидный товарооборот в один миллиард, уверен Александр Лукашенко.
А замещать импорт всем причастным нужно без «чудес». Т.е. работать в общих целях без волокиты, бюрократизма или других преград. Белорусский экспорт в Самарскую область уже прирос – на более чем 20%. Российские товары стали импортировать меньше, но в списке наших покупок есть и подсолнечное масло, и подшипники. Этих позиций стали брать больше. Александр Лукашенко вообще не против сбалансировать торговлю. Мы готовы поставлять мебель, продукты питания, лекарства, технику, будь то строительная, коммунальная или лесозаготовительная, по сути, российским потребителям из любого региона.
Александр Лукашенко плавно подводит к идее промышленной кооперации. Об этом явно предметно думали и губернатор, и заводчане.
Александр Лукашенко, скорее всего, не случайно напомнит о деловых связях с губернатором Александром Бегловым. Беларусь готова подставить «технологическое» плечо и Самаре, поделиться опытом в разных отраслях, но главное, довести до конца все белорусско-российские совместные проекты.
Петербуржцы ездят на транспорте на газомоторном топливе, который делают у нас. Тема актуальна для Самарской области. Задачу более активно использовать в автомобилестроении газомоторное топливо промышленникам региона ставил Путин на тематическом совещании во время Петербургского экономического форума. И говорить первому тогда о проблемах отрасли пришлось как раз «Автовазу». Cвоих сил по локализации автокомпонентов региону не хватает.
Как и компетенции, которые можно «подсмотреть» у Беларуси. Делегация побывала на «Амкодоре». Сверили часы в правительстве. Встретились и с учеными. В Самарской области работает центр «Инженерия будущего». Его цель – объединить науку и реальный сектор экономики, так что опыт Беларуси кстати.
И если в экономическом плане пока не все, что хотелось бы, объединяет Беларусь и Самарскую область, то вот память о героическом прошлом мы сохранили. Делегация привезла документы Героя Советского Союза Николая Колычева – почетного гражданина Минска, одного из первых танкистов, который 3 июля 1944 года прорвался в столицу. Он захоронен в Самарской области, но его военный билет будет теперь храниться в нашем Музее истории Великой Отечественной войны. Такие вот связи прошлого и настоящего. А для будущего нужно выполнить до точки и запятой все то, о чем Беларусь и Россия договаривались на всех уровнях. Александр Лукашенко уверен: сама жизнь указывает этот путь. Главное, идти по нему, опираясь на свое.
Фото: БЕЛТА
Подписывайтесь на нас в Telegram