Лукашенко на встрече с Путиным: Мы готовы обсудить 28 программ, может, в конце октября примем их

Лукашенко на встрече с Путиным: Мы готовы обсудить 28 программ, может, в конце октября примем их

Переговоры, от которых в Союзном государстве зависит если не все, то многое. Пожалуй, так можно охарактеризовать нынешнюю встречу президентов Беларуси и России. И хоть Александр Лукашенко и Владимир Путин видятся так часто, как никакие другие лидеры, этот разговор в Кремле – важная веха на интеграционном пути. 


Более трех лет продолжалась работа над союзными программами. В итоговый пакет вошли 28. И, как заявил белорусский Президент, их принятие станет прорывом. В Кремле сегодня своего рода финальная вычитка. Ведь как бы ударно не поработали правительства, последнее слово – за главами государств.

Так что в тот самом интеграционном пакете? И на каком фоне Минск и Москва становятся ближе чем, когда бы то ни было? 

Обещанного три года ждут. Но в данном случае уместно говорить не «целых», а «всего» три года. Ведь Беларусь и Россия, точнее их лидеры, решились на перестройку, или апгрейд, фундамента отношений. Речь о Договоре о Союзном государстве из уже далекого 1999-го года. И в 2018-м (Лукашенко и Путин только в Сочи по этому поводу встречались трижды) был дан старт большой работе – по согласованию дорожных карт интеграции. За это время их стало меньше. И они по-другому называются – теперь это союзные программы. И нынешняя встреча содержала горячую интригу – одобрят ли президенты эти карты-программы.

На таких переговорах редко приходится рассчитывать на заявления и официальные комментарии членов делегации, которые бы выходили за пределы условных формулировок: «Это была плодотворная встреча» или «Мы неплохо продвинулись в сближении позиций». Поэтому для журналистов такие встречи часто превращаются в политические ребусы. Галстуки президентов похожих цветов и оттенков – хороший знак. Или сели синхронно – значит договорятся. Но в этот раз обошлось без примет – о главном лидеры сказали сами и сразу.

Тема номер один – союзные программы. И кто бы что ни говорил, все 28 проектов имеют единственный ярко выраженный акцент – экономику. Здесь и глобальные вопросы – та же макроэкономическая политика. И секторальное сближение – в промышленности, туризме, транспорте, агросфере, энергетике. И гармонизация законодательства – таможенного, налогового, торгового.

И еще об угрозах и реакции на них. Излишне говорить, что «площадные» лето и осень 2020-го в Беларуси и как продолжение – протестная зима в России – имели общие не только методы и методички, но и цели. А также из-за схожести первых двух факторов – кураторов. И эти же события стали дополнительным и весомым аргументом в пользу того, чтобы держаться вместе. Ведь западные страны – господа, возможно, дружные, но друг с другом. И отнюдь не дружественные товарищи к другим. И соседям в том числе. Что такое санкции, узнали и Беларусь, и Россия. И если уж Запад проявляет солидарность, то и нам отпор надо давать сплоченно.

А вот естественный элемент нападения – это токсичный фон оппонентов, который всегда сопровождает встречи Лукашенко и Путина. Как только о них становится известно, тут же раздаются обвинения в сдаче суверенитета, звучат фобии о московской военной угрозе, включается счетчик: кто кого кормит и кто кому и за что должен. Впрочем, все это так отдает нафталином, что даже авторы устают писать одно и то же.

Инна Андронова, заведующая кафедрой Российского университета дружбы народов: «В международных отношениях никогда нельзя говорить о том, что кто-то кого-то кормит. Кто-то больше зависит, кто-то меньше. Страны сейчас вообще все взаимозависимые. Любое объединение ведет к усилению позиций обоих игроков. Всегда. Россия, понятно, это большая экономика, которая представлена в мировой экономике очень серьезно. Но и Беларусь – это не маленькая, по европейским меркам, страна, которая имеет свои очень серьезные позиции на различных мировых рынках, и, конечно, объединение усилий приведет к усилению позиций двух стран».

И если уйти от страшилок, мифов и легенд и перейти к цифрам, показателям и фактам, то Минск и Москва целенаправленно идут на экономическое сближение. Тенденцию поддерживает торговля – по итогам 7 месяцев она превысила 21 млрд долларов. Что больше на треть того же периода 2020-го. А если убрать барьеры, эффект увеличится.

Промышленники уже отреагировали на программные заявления о скором принятии союзных программ. Барометром можно считать выставку коммерческого транспорта в Москве, где, к примеру, МАЗ партнеры буквально осаждают. Старые готовы увеличить закупки, а новые – войти в товаропроводящую сеть.

По расчетам, спрос на белорусскую технику вырастет. После принятия союзных карт она будет проходить по федеральным законам о госзакупках, попадет в лизинговые и кредитные программы.

Одна из новинок МАЗа на московской выставке – автопоезд для перевозки морских контейнеров. Модель с прицелом на перевалку наших грузов через порты Финского залива. Нефтепродукты туда уже частично переехали, на очереди – калийные удобрения. А дальше, обобщая, и техника, и продукты пойдут на восток, в российскую Усть-Лугу. Ленинградская область рассчитывает на белорусские инвестиции и даже не исключает строительства национальных терминалов. А это – новые рабочие места для россиян и прибыль для портов.

Накануне первый вице-премьер Николай Снопков также обнадежил: есть компромисс по, пожалуй, самому чувствительному вопросу – энергетическому. Программа по созданию единого рынка газа готова. В ее основе – формирование однозначной и понятной цены газа на перспективу. Но и сейчас она для Беларуси самая низкая среди других стран СНГ и ЕС. И это тоже эффект интеграции.

Друг с другом Александр Лукашенко и Владимир Путин встречаются чаще, чем с кем-либо еще. Но совместная пресс-конференция по итогам разговора – это большая редкость. Отсюда и ажиотаж у журналистов. Наверное, у каждого был свой вопрос к президентам. И был один вопрос, ответ на который хотел услышать каждый, – удалось ли договориться? 

Путешествовать без преград, работать на равных, торговать на всей территории, вести бизнес по единым правилам – именно в этом соль и суть союзной интеграции, принципы которой сегодня обсуждали президенты. А эффект должны почувствовать 156 миллионов граждан Союзного государства.

Фото: пресс-служба президента России 

Подписывайтесь на нас в Telegram