О состоянии дел на предприятиях и об актуальных вызовах говорили сегодня во Дворце Независимости. Именно стабильную работу промышленных гигантов Президент называет краеугольным камнем экономики. Но его пытаются пошатнуть. В отношении Беларуси развязана гибридная война – заявил Александр Лукашенко. В ней, по мнению Президента, задействованы и средства массовой информации, и даже дипломаты.
Давление оказывается не только на отдельные группы людей – в последние дни к ним добавились депутаты, – но и в целом на финансовую систему. А ведь экономика только стала оживать после начала пандемии. Так могут ли перехватить место под солнцем?
МАЗ и Тракторный, «Атлант» и БМЗ, могилёвские лифты, гомельские комбайны и жодинские самосвалы. Белорусские бренды, говорят о которых в последнее время отнюдь не из-за производственных успехов, хотя они есть. Ещё пару недель назад директора думали исключительно о поставках, рынках сбыта и зарплатах. Сейчас топ-менеджерам приходится выступать и в качестве психологов. И это только кажется, что проблемы эти где-то там, за проходной. Работа промышленных гигантов – это наполняемость бюджета, а значит, способность государства исполнять социальные обязанности перед своими же гражданами.
Александр Лукашенко, Президент Беларуси: «Мы сегодня имеем налицо определенный этап гибридной, скажем прямо, войны против Беларуси. А как это иначе назвать? Средства массовой информации и информационная сфера поражена этой борьбой. Дипломатическая бойня против нас началась и на самом высоком уровне».
А ведь это не может не оказывать влияния и на внутриэкономическую ситуацию. Взять, к примеру, ажиотажный спрос на валюту. Всем вдруг понадобились доллары? Или есть в этом элементы информационной спекуляции?
Президент уверен: спрос рождает предложение, так что причина перебоев с валютой в обменниках исключительно в ажиотаже. Тем более экспортные потоки оживают, и валюта в страну идёт. Впрочем, игра на настроениях – это в духе времени. Информационное давление – один из инструментов. Журналисты, учителя… Теперь вот депутаты. Штаб оппозиции инициирует их отзыв.
Политические силы всех мастей призывали Президента к диалогу. Он не против. Только вести диалог Александр Лукашенко готов с конструктивными, а не деструктивными силами.
Александр Лукашенко, Президент Беларуси: «Если кто-то хочет диалога, пожалуйста. Как раз студенческие коллективы – это те коллективы, с которыми я готов вести диалог. Трудовые коллективы (я уже об этом говорил). Пожалуйста, формируйте своих представителей, и будем вести диалог. Все хотят нового политического устройства. Да ради бога, давайте возьмемся за Конституцию, вносите предложения, сформируем новую Конституцию – это главный закон в любой стране. И "плясать" надо от Конституции».
Хотя настроениями тех же студентов пытаются манипулировать. Александр Лукашенко в курсе призывов саботировать 1 сентября. Но тогда учебный год может закончиться, так и не начавшись.
Конечно, молодёжь – это свежая кровь, она должна принимать активное участие в построении государства. С этим никто не спорит.
Андрей Король, ректор Белорусского государственного университета: «Сегодня эмоции таковы, что сознание сужается до нуля. И отсюда проблема слышать друг друга. Это самая главная проблема. Общаться, слышать друг друга и находить какое-то взаимоприемлемое решение – хорошо известная технология сотрудничества. Поэтому я с большим оптимизмом и надеждой смотрю на выступление нашего Главы государства».
А вообще, спасением от многих бед Александр Лукашенко считает бесперебойную работу экономики. Поэтому так важно стабилизировать не только производственные показатели, но и морально-психологическую обстановку в коллективах. Нынешний министр промышленности до недавнего времени руководил БелАЗом, так что хорошо понимает, почему это важно.
Пархомчик уверяет: все предприятия работают штатно. На каждом с людьми разговаривают. Да и на поверку оказывается, что забастовки рождаются не на заводах, а в прямом смысле… под забором.
Вообще, забастовки – это роскошь. По-другому не назовёшь. Ведь именно сейчас у белорусских промышленников есть шансы вырваться вперёд. Например, оживает «Гомсельмаш». Только в Россию в этом году уйдут около тысячи комбайнов. Ещё 500 покупает Казахстан. Тысяча белорусских тракторов отправится в Африку. Да тот же БелАЗ десять лет пытался пробиться на индийский рынок. Это, к слову, единственная страна, которая продолжает увеличивать добычу угля. Три контракта – это не просто большая – огромная победа. Много разговоров вокруг БМЗ. Но у металлургов сложностей хватало и без ковида. Цены просели почти на треть. И рынок только-только стал оживать. Сейчас завод загружен наполовину. И это уже хорошо! Другими словами, оттепель чувствуют на каждом заводе.
В целом, как докладывают Президенту, по итогам семи месяцев практически все отрасли промышленности показывают рост, а складские запасы снижаются. Цифры, может, и не большие, но за каждую десятую процента приходится биться. Да, кризис – время возможностей, – так Президент говорил не раз. Но все ли услышали? И вновь возьмём для примера БелАЗ.
Пётр Пархомчик, министр промышленности Беларуси: «В прошлом году ёмкость мирового рынка сократилась на 27%. Рынок прекращает своё падение. Рынок начинает оживать. Важно быть в хорошей скорости, чтобы быстро предложить свою технику».
Рано или поздно всё заканчивается. И плохое, и хорошее. Кто не успел, тот опоздал – из того же разряда. Ждать, пока белорусы побастуют и одумаются, на внешних рынках точно не будут. Конечно, политика может быть разной, как и взгляды на неё. Ею даже можно вообще не интересоваться, но экономика всё же касается гораздо большего количества людей.
Фото: БЕЛТА
Подписывайтесь на нас в Telegram