Лукашенко: Кредиты, которые брало село, надо возвращать. Итоги совещания по работе аграрного сектора

Лукашенко: Кредиты, которые брало село, надо возвращать. Итоги совещания по работе аграрного сектора

Завершить работы в полях в самое ближайшее время. Такую задачу сегодня поставил Президент. Итоги уборочной кампании уже можно подводить, но говорили во Дворце Независимости не столько о цифрах и самом каравае (каким бы увесистым он ни был), сколько о финансовой стороне вопроса. Государство поддерживает сельское хозяйство, как, впрочем, и во всём мире, а значит, вправе спросить с агросектора. Так вот и производство, и экспорт удалось нарастить. И это в пандемию! Удастся ли накормить своих людей недорого и заработать на продажах за границу? 


В сезон о сельском хозяйстве редко говорят в интерьерах Дворца Независимости. Всё больше в полях. Но даже при сильном желании показать Президенту особо нечего – основные работы завершены. Кое-где на полях остаются кукуруза да свёкла. Так что козырять чиновникам приходится цифрами отчётов. По осени ведь не только цыплят считают. 

Если не брать в расчёт личные подсобные хозяйства, то рост по стране – почти 7%. Министр даже назовёт отрасль не агропромом, как обычно, а агробизнесом. Правда, зарабатывать Президент попросит всё же не на своих людях. 

Александр Лукашенко, Президент Беларуси: «Надо жёстко взять под контроль работу губернаторов, местной власти по обеспечению продовольствием зимой–весной, чтобы не было колебания цен. А то осенью докладываете, что в хранилищах с избытком продовольствия, а цены начинают скакать в течение апреля и мая – на картошку. Как так? И цены пляшут. Или на капусту. Или гречку. Слава богу, гречки хороший урожай. Вице-премьер должен раскрутить всех, кто занимается ценообразованием, выстроить их, чтобы контроль за ценами был приличный».

Все ходят в одни магазины, так что чиновники понимают, о чём речь. Весеннее обострение – это когда где-то с ценами решают поиграть торговые сети, где-то хромает логистика. Но следить за ценниками этот состав правительства обещает пристально. А вот что касается заработка на других, не белорусах, то тут уж ничего личного – просто бизнес. Речь об экспорте. За девять месяцев продукты питания продали в сотню стран более чем на четыре миллиарда долларов – это с ростом на 6%. Каково вообще торговать в условиях пандемии – решили спросить в крупнейшем холдинге Гомельской области. 

Оказалось, молочные реки могут течь и в обход логистических преград. Предприятия местной мясомолочной компании отгружают продукцию в 27 стран. В основном в Россию, Украину, Казахстан и Китай. Здесь чувствуют падение доходов в странах, переживших карантин, и уж тем более – снижение цен на мировых рынках. Но сам факт того, что торговля не прекращена, дорогого стоит. 

Андрей Зинуков, заместитель генерального директора Гомельской мясомолочной компании: «Украинский рынок становится для нас все интереснее и интереснее, это близкий рынок, там резко снижается производство мясомолочной продукции, а российский рынок – напротив: производители растут, но самая главная проблема у нас не в этом, а в том, что резко не богатеют наши покупатели в России и Украине, этого драйвера роста нет пока. И мы с нетерпением, конечно, ждём скорейшего прекращения всяких санитарных ограничений на всех рынках, чтобы люди больше зарабатывали, больше тратили, включая и наши продукты».

Модернизация сельхозпроизводства себя отлично показала. Ведь контакт человека с продукцией просто отсутствует. А если в целом, то, пожалуй, известная мудрость – день год кормит – в пандемию обрела новый смысл. Моментом ведь надо уметь пользоваться. Иначе им воспользуется кто-то другой. 

Александр Субботин, заместитель премьер-министра Беларуси«Цены на продовольствие немножечко сейчас припали. Но за счёт того, что мы в физическом объёме больше поставляем в большее количество стран, мы приросли экспортом. Всемирная продовольственная организация отмечает, что в перспективе во всём мире будет дефицит продовольствия, то есть будет недостаточно предложения, это взвинтит цены. Поэтому рынок очень перспективный, но раз он перспективный и ещё более денежный становится, то, конечно же, борьба за каждую полку в магазине будет обостряться в разы. Поэтому впереди интересная, трудная, но, я думаю, благодарная работа».

Но раз отдача от сельского хозяйства на лицо, в смысле – в карман, то логичен вопрос: а что там с убыточными хозяйствами? Александр Лукашенко ведь в каком-то смысле для них главный кредитор – может и спросить… 

Александр Лукашенко, Президент Беларуси: «Я понимаю, что очень даже непросто. И за рубежом оказывается серьёзная поддержка сельхозпредприятиям и фермерам. Мы тоже поддерживаем. Но как дела с финансами? Потому что те кредиты, которые брало село, надо возвращать. Такая возможность сегодня есть – рассчитаться с банками». 

Для убыточных хозяйств уже два года работают специальные указы. Кого-то присоединили к более сильному собрату, а кто-то выплывает сам, учитывая отсрочку по кредитам. Процесс не быстрый, но экономический эффект, судя по всему, есть. 

Иван Крупко, министр сельского хозяйства и продовольствия Беларуси: «Более 90% предприятий с рассрочкой своей кредиторской задолженности обеспечивали устойчивый рост и текущие финансовые обязательства – это дало возможность увеличить выручку на 117% и позволило увеличить заработную плату на те же 117%». 

Радикальнее всего к вопросу подошли в Витебской области. Там решились на эксперимент с созданием интеграционных структур, посчитав: раз зона эта и так рискованного земледелия, то почему бы и в самом деле не рискнуть? Рассрочка по долгам, к слову, 15 лет. И пусть пока с них жёстко не спросишь (всего-то полгода прошло), Александр Лукашенко помнит всех авторов эксперимента.

Александр Лукашенко, Президент Беларуси«Ни в коем случае нельзя упустить вопрос. Ибо пройдёт 3–5 лет, разведут руками и скажут "не получилось". Каждый год надо контролировать отдачу. А потом – это неплохая система, мне кажется, её придётся перекладывать на другие области или районы». 

Да, быстро на прибыльную работу там точно не выйдут. Задача – снять долговую нагрузку, чтобы хозяйства смогли нарастить объёмы производства. Чем больше зарабатывают – тем больше отдают долгов. Логика такая. Так что задумка может и сработать. Но есть у белорусского агропрома и более глобальные цели. Совсем скоро их представят на Всебелорусском народном собрании. Чтобы не забегать вперёд, скажем только, что в ближайшее пятилетие сельское хозяйство должно прирасти на 15%. А пока до этого далеко, в полях только и осталось, что поднять зябь. Земля за это сезон отдала что могла. Сейчас важно дать ей отдохнуть. До новой весны. 

 

Подписывайтесь на нас в Telegram