Атомная энергетика безальтернативна по своей эффективности. А потому вхождение Беларуси в клуб государств, которые используют мирный атом, имеет колоссальное значение для суверенной страны. Работу АЭС в Гродненской области обсуждали сегодня во Дворце Независимости. Говорили как про первый энергоблок, который уже успешно замещает энергию природного газа, так и про второй – его возведение завершается.
Александр Лукашенко три года назад признался – он мечтал, что в нашей стране появится своя атомная станция. При этом Глава государства понимает – в Беларуси, которая пережила последствия Чернобыля, эта тема в обществе вызывает особую настороженность. Именно поэтому контроль над безопасностью всегда будет приоритетом.
Президент сегодня, по сути, задал один главный вопрос – все ли идет по плану? И получил утвердительный ответ. Ведь что уж точно никому не нужно в процессе возведения атомной станции, так это спешка.
Сегодня, пожалуй, тот день, когда есть резон без долгих прелюдий начать со слов Президента.
И это был именно разговор, даже не совещание – да, объект архиважный, но ничего чрезвычайного в сегодняшнем созыве внушительного количества чиновников нет, обычная плановая встреча. Все ведь понимают, что атомная станция в постчернобыльской Беларуси – объект повышенного внимания граждан, так что собрались, скорее, публично проговорить ход работ как раз для людей. Сделано при поддержке России уже немало, главное – давно успешно введен в строй первый энергоблок.
И хотя уже давно есть у экспертов дискуссия и о второй атомной станции в Беларуси, но для начала – мы ждем второй энергоблок АЭС под Островцом. Его включение в сеть запланировано уже на апрель этого года.
Слово «надежность» от Президента сегодня звучало часто, хотя то, что именно это – главное, есть очевиднейшее. Но атомная энергетика, увы, искусственно политизируется. Осенью 2020 года для суверенной Беларуси, кажется, было безальтернативно историческое событие.
Но тот год был электоральным, и на теме АЭС играли, пугая население, многие силы, в основном – внешние. И то ли по указке, то по причине популизма, чуть ли не все в президентской гонке, кто не Лукашенко, предлагали еще не построенную станцию закрыть.
Интересно, правда, что во Франции более полусотни ядерных энергоблоков, когда-то в Германии было почти 40, хоть и сейчас остались только три – и сейчас Германия понятия не имеет, чем топить, ибо альтернативной энергии в стране хватает разве что на зарядку одной «Теслы». И громче всех в 2020-м о необходимости закрыть Белорусскую АЭС кричали в Польше и Литве. Мол, это небезопасно. Но прошло всего пару лет…
Реальность простая – нет ничего эффективнее атомной энергетики, которая еще и абсолютно безопасна, если соблюдаются все протоколы. О разумной суровости белорусских ГОСТов в продовольствии вот знают во всем мире, поэтому наши продукты самые натуральные и вкусные. Тот же жесткий подход у Минска во всем.
И достаточно очевидно, что одна из самых масштабных строек суверенной не может пройти стерильно гладко. Инциденты, как и на любой другой стройке, случаются – но об этом тут же говорится вслух, а недочеты принципиальны к устранению.
Собственно, для того, чтобы ничего ни от кого и не скрывать, – доклад министра энергетики. По форме – Президенту, по сути – всему народу.
Журналисты же в пресс-центре, каждый из которых много раз лично бывал на АЭС, попросили министра разве что просто и понятно дополнить – все ли по плану и все ли хорошо?
И здесь есть резон вернуться к совещанию – и к предложению к чиновникам от Президента.
Александр Лукашенко, по большому счету, интересовался, есть ли у белорусских заказчиков вопросы к российскому подрядчику – действительно острые всегда можно обсудить с коллегой Путиным. Таких вопросов Главе государства поднято не было – значит, все действительно идет по плану, и к осени уже второй энергоблок станции заработает во всю мощь.
Фото: архив БЕЛТА
Подписывайтесь на нас в Telegram