На совещании у Президента 25 июля правительство докладывало о положении дел в отечественном тракторостроении – о том, как оно видит стратегию развития отрасли, какие модели будут пополнять производственную линейку и какие заводы будут при этом задействованы. В непростых технических и организационных вопросах пытался разобраться корреспондент Игорь Тур.
Главный конструктор МТЗ – отец-разработчик почти всего модельного ряда тракторов «Беларус» (а это больше ста машин). Есть и миниатюрная техника, с оригинальным дизайном и «вышиванкой» на борту, и тракторы бюджетные, в основном – для азиатского рынка. Но всё же упор – на наращивание стальных минских мышц.
Андрей Стасилевич, генеральный конструктор Минского тракторного завода: «Тенденция всё-таки – увеличение мощности. Это глобальная тенденция: повысить производительность труда, применить более широкозахватные агрегаты. Это значит, что требуется большая мощность двигателя, мощная трансмиссия».
Как сделать в целом мощное тракторостроение? Об этом на неделе говорили во Дворце Независимости. В ожидании Президента эксперты живо обсуждали повестку дня. Особое внимание – к сидящим друг напротив друга руководителям МТЗ и холдинга «Амкодор». Фёдор Домотенко и Александр Шакутин и спорили, и шутили, но журналисты понимали, что по итогам совещания топ-менеджеры могут стать конкурентами. «Амкодор» выразил желание создавать трактор, и, таким образом, нарушить историческую монополию МТЗ в этой сфере.
Опытную единицу «Амкодор» уже создал – машина напоминает «Кировец», но куда более стильный. Главное отличие от линейки МТЗ – тип рамы: она шарнирно-сочленённая («ломающаяся»). На такой работает почти вся техника «Амкодор». А МТЗ применяет схему весьма надёжную – классическую. Вроде как конкуренции между гигантами машиностроения Беларуси нет.
Александр Шакутин, председатель совета директоров компании «Амкодор»: «Новинка может составить конкуренцию таким западным производителям, как John Deere, Challenger и New Holland. Она соответствует мировому уровню качества, но более выгодна по цене».
Один из конкурентов – машина NewHolland. Судьба у «летучего по полю голландца» достойна экранизации: компания была создана не в Нидерландах, а в США в 1895 году. Ей владел концерн «Форд», затем фирму выкупил «Фиат», а после итальянский концерн приобрела голландская компания CNHIndustrial. Такая насыщенная жизнь помогла трактору вместить в себе передовые разработки со всего мира. Техника дорогая, но с очень высоким КПД, поэтому её покупают успешные сельхозпредприятия Беларуси. С этой машиной и будет конкурировать новый отечественный трактор.
Но почему это направление важно для Беларуси? Для начала нужно понять, что такое шарнирно-сочленённая («ломающаяся») рама. Возьмём трактор «Беларус» с классической базой. Это условно единая платформа, а поворот машины вправо и влево происходит за счёт поворота передних колёс – задние остаются статичными.
А в тракторе с «ломающейся» рамой направление движения задаётся за счёт изменения взаимоположения двух полурам. МТЗ тоже работает с этой технологией, собирая на её основе лесозаготовительную технику, которая легко преодолевает бездорожье и маневрирует в ограниченном пространстве.
Александр Ивановский, заместитель начальника управления конструкторско-экспериментальных работ Минского тракторного завода: «Поворот машины осуществляется за счёт поворота полурам: передней, на которой установлены двигатель, трансмиссия, кабина, и задней полурамы, на которой установлены устройства для погрузки леса».
Но в сельхозработах техника в основном движется прямо, манёвренность не нужна. Флагман МТЗ – «Беларус-4522». Его мощность – 450 «лошадей», а если растёт мощность – растёт объём двигателя, размер кабины и размер колёс.
Александр Ивановский, заместитель начальника управления конструкторско-экспериментальных работ Минского тракторного завода: «При мощности свыше 500 сил вряд ли мы сможем уложиться в систему поворота такой машины. При такой величине колёс повернуть трактор изменением положения колёс невозможно. Мы не сможем обеспечить поворот, потому что здесь практически расстояния нет».
И рано или поздно МТЗ, увеличивая и увеличивая мощность (а это, напомним, тенденция общемировая) просто не сможет больше делать классический трактор. А «Амкодор» свои мощности нацелил как раз на шарнирно-сочленённую раму. Поэтому на совещании у Президента принято соломоново решение: излишняя конкуренция тракторостроителей на внешних рынках стране не нужна – это повлечёт за собой падение цен и снижение общей выручки. Поэтому компании создадут новый трактор вместе.
Виталий Вовк, министр промышленности Беларуси: «Две компании («Амкодор» и МТЗ) найдут взаимоприемлемое сотрудничество. Дальше будем смотреть, как это будет происходить. А в целом тракторостроение Беларуси будет развиваться, как и все мировые компании. У нас будет и колёсный трактор, и гусеничный, и шарнирно-сочленённый, и гидрофицированный».
То есть «Амкодор» получил возможность развивать новую технику сейчас, а МТЗ сможет в будущем безболезненно перейти на «ломающуюся» раму и ещё больше увеличивать мощность тракторов. Будет ли это обмен чертежами, сотрудничество конструкторских бюро или общий конвейер – формат определят к сентябрю. А производство, по прогнозам, появится в течение двух лет. Под каким брендом и на каком предприятии – окончательно не решено. Но польза от сотрудничества двух потенциальных конкурентов очевидна. Причём МТЗ и «Амкодор», на самом деле, уже давно в кооперации.
Фёдор Домотенко, генеральный директор Минского тракторного завода: «Ещё два года назад мы подписали соглашение, где навесное оборудование для модели трактора 3522 изготавливают наши партнёры. Это то навесное оборудование, которое будет агрегатироваться с шарнирно-сочленённым изделием, которое планирует выпускать «Амкодор». И получается, они отработали шлейф оборудования. Это выгодно и МТЗ, потому что отработка навесного оборудования и его изготовление тоже требует инвестиций. Что «Амкодор» практически уже сделал».
На совещании у Президента говорили не только про новую машину. Александр Лукашенко требует чёткую общую стратегию тракторостроения и продаж. Здесь, можно вспомнить поручения Главы государства на совещании по приоритетам внешней политики. Тогда Президент обратил внимание, что не нужно всем заводам содержать представительства в одном и том же регионе, можно ведь собрать технику под крышей единого торгового дома. Первый такой проект на финальном этапе – общий торговый дом создадут в Татарстане.
Юрий Пототурко, и.о. заместителя генерального директора Минского тракторного завода по маркетингу: «Это вышестоящее решение, мы его будем выполнять под эгидой Министерства промышленности на базе нашего торгового дома «МТЗ-ЕлАЗ». Существующая там производственная база позволяет принять под крыло этого кластера представительства всех белорусских производителей сельхозтехники, а также ряд производителей в сфере машиностроения. Думаю, к концу этого месяца мы должны получить от всех предложения, чтобы реализация перешла в практическую фазу».
При этом положение дел на обоих предприятиях отличное. «Амкодор» расширяет линейку продукции, открывает новые заводы и инвестирует в производство. МТЗ, конечно, по сравнению с 2012 годом, продаёт недостаточно, но сохранил долю в 78% в России. Так, на неделе подписано соглашение о прямом сотрудничестве с Ингушетией по поставкам и тракторов, и навесного оборудования.
Дмитрий Белайц, генеральный директор торгового дома «МТЗ-Сибирь»: «Приобретая трактор, мы вкладываем в будущее, вкладываем в экономику, вкладываем в сельское хозяйство. Это машина, которая обречена приносить только пользу. Это не танк, это не ракета».
Две такие успешные фирмы, конечно, даже при кооперации будут лоббировать свои интересы. Но потенциал именно сотрудничества куда больше возможностей монополии или нездоровой конкуренции. В конце концов, не так уж важно, какой логотип будет на новом тракторе – МТЗ или «Амкодор». Главное, что в техпаспорте будет указано – «Сделано в Беларуси».
Подписывайтесь на нас в Telegram