Прямые поставки, но без излишних посредников, а также совместные производства на западе и востоке Союзного государства. Президент встретился с губернатором Камчатского края – это самый дальний регион России. Гость при этом отметил: разговор еще и символичный, так как показывает, что в Минске готовы работать со всей огромной Федерацией.
Хотя расстояния, конечно, не помеха, но объективная сложность. Наш товарооборот – на низком уровне, потому что логистика сильно влияет на стоимость экспортируемых товаров, а то, что дорого – не конкурентно. Выход видится еще и в проекте морского пути через Северный Ледовитый океан – это проект под личным контролем российского президента. Его Александр Лукашенко и Владимир Путин обсуждали не единожды. А с Камчатки северный путь как раз и стартует.
И у экономических проектов есть стимулирующий фактор. Камчатка – это край с удивительной природой, которую пока еще достаточно не изучили ни россияне, ни белорусы. Там же мечтает побывать и Александр Лукашенко. И, как стало известно сегодня, это обязательно случится.
Ни у кого наверняка нет вопроса «А Камчатка – это где?», но на всякий случай – это полуостров вертикально над Японией, а горизонтально – даже дальше. То есть летел Владимир Солодов буквально через всю Россию.
Но раз расстояния такие – в обсуждении любой экономической темы есть романтический налет природной красоты этого самого восточного региона России. Не исключение – и переговоры высшего уровня.
Ментально мы, конечно, близки – с экономикой чуть сложнее из-за колоссальности расстояний. В январе-ноябре прошлого года товарооборот Беларуси и Камчатского края – всего 2 миллиона долларов, что, конечно, в глобальных масштабах – копейки. Но всегда можно найти решения, например, скажет Президент, один из вариантов – договориться о сотрудничестве без посредников, как логистических, так и любых иных.
Мы поставляем на Камчатку говядину и сыры, лаки и краски, технику от сельскохозяйственной до карьерной, и металлоконструкции. А первая статья экспорта края – это, конечно, рыба и прочие морепродукты. Везти за тридевять земель, условно, краба, конечно, можно, но он получится сильно дорогим из-за транспортного плеча. Но нет нерешаемых проблем. Александр Лукашенко скажет, что скепсис понимает.
Одного желания при этом мало, но у Президента есть и варианты решений. Например, Камчатка как экспортер морепродуктов может, при желании, в Беларуси организовать свои перерабатывающие предприятия.
Еще Минск предлагает надежность партнерства на госуровне. Это когда никакие экономические показатели не нарушат договоренности, если партнеры пожали руки.
Символично еще и то, что Минск партнерам предлагает и, если нужно, организовать уже на Камчатке то, что для нас – экспортные статьи. Беларусь умеет производить мясо и молоко, у нас есть технологии и кадры – готовы помогать, делая, возможно, шаг назад касаемо прямых поставок, но инвестируя на результат в долгую. Владимир Солодов в ответ скажет, что готов подключать белорусов к главному проекту региона – на Камчатке строят гигантскую приливную электростанцию.
Обсудили и туризм, потому что Камчатка – это уникальная природа, где и горы с вулканами, и океан с морями и реками, и вообще край – рай для туристов. Да, это не пляжный отпуск со «все включено», но от концепции таких пассивных и вредных для здоровья путешествий в Союзном государстве отказываются все чаще.
Да и в целом, продолжил Александр Лукашенко – в России есть все для путешествий. Стараниями Владимира Путина это стали лучше понимать россияне, так что увидеть это должны и белорусы.
Уже после переговоров с Александром Лукашенко глава края подводил итоги для журналистов. И здесь есть необходимость рассказать о биографии Владимира Солодова: ему чуть за 40, учился не только в МГУ, но и во Франции, был заместителем полпреда президента России в Дальневосточном округе, возглавлял Совет директоров Фонда развития Дальнего Востока, руководил правительством в Якутии. Для молодого управленца – карьера крутая. Особенно с учетом того, что Камчатский край при нем – один из ключевых регионов во многом личного проекта Владимира Путина по выстраиванию Северного морского пути, то есть доставки грузов через Северный ледовитый океан. Об этом в Минске тоже говорили, что очевидно: Беларусь – западные ворота Союзного государства, дальше – те самые рынки сбыта Евросоюза.
В дорожной карте нашего сотрудничества (которая будет принята скоро) – несколько стратегических позиций. Первая, очевидно, – морепродукты, но и рыбная мука плюс жиры, из которых на БНБК и не только это переработают в энергоэффективные корма. Из Минска же увереннее будет экспортироваться техника и ее сервис.
Владимир Солодов скажет: да, цифры товарооборота пока скромные, но важен сам факт стремления к большему результату. То же самое касается и туризма – лететь, конечно, очень далеко и им к нам, и нам к ним. Но после визита на Камчатку Александра Лукашенко ждут роста трафика – а приглашение белорусскому лидеру направлено.
Такая обоюдоуверенность в результате сильно поможет сотрудничеству. Сегодня и завтра губернатор Камчатки посетит еще и ряд наших предприятий, чтобы предметнее сформировать ту самую дорожную карту. Дорога эта будет, конечно, долгой – но будет.
Фото: пресс-служба Главы государства
Подписывайтесь на нас в Telegram