Литва сама роет яму своим же перевозчикам – репортаж с границы

Обновлено

Корреспондент ОНТ побывала на литовско-белорусской границе, где в ожидании въезда в Литву застряли сотни дальнобойщиков

Литва сама роет яму своим же перевозчикам – репортаж с границы

Декабрь для водителей-международников считается самым напряженным. Как шутят сами дальнобойщики, в этом месяце они работают «Дедами Морозами» – спешат до праздников доставить грузы тем, кто их очень ждет. Однако в этом году у них в графике сбой – вместо того чтобы наматывать километры и, естественно, зарабатывать больше обычного, они вынуждены терять драгоценное время в очередях на границе. Журналист ОНТ съездила на литовско-белорусскую границу в пункт пропуска «Бенякони» – «Шальчининкай», чтобы узнать мнение самих дальнобойщиков – кто виноват в огромных очередях.

По данным ГПК, на сегодняшний день, 1 декабря, в «Беняконях» очереди на въезд в Литву ожидают 675 большегрузов. Однако когда приезжаешь на саму границу, кажется, что эта цифра должна быть как минимум в два раза больше. Машины здесь везде – стоят на обочинах по обе стороны дороги, на парковках и стоянках – ни одного свободного места. В основном – фуры на литовских номерах. Но в «колейке» есть и Узбекистан, Азербайджан, Молдова, Сербия, Кыргызстан. 

«Такое чувство, что Литва специально роет яму своим же перевозчикам, – говорит водитель фуры с литовскими номерами, который представился Алексеем. – Обычно все на белорусов «гонят» – мол, они очередь держат. Но им не зачем держать у себя на границе фуры, которые выезжают из страны. В большинстве своем это пустые литовские машины, которые перецепились, забрали пустой прицеп и опять едут за грузом. Зачем литовцы не пускают свои же порожние фуры? Это, похоже, риторический вопрос. Тут ни одна логика не поможет».

Некоторые пытаются оправдать огромные очереди на границе большим количеством желающих ее пересечь. Но у Алексея другое мнение – причем, обоснованное.

«Две недели назад я точно так же возвращался из Беларуси в Литву. После регистрации у меня был 865-й номер. Спустя пять дней – в пятницу – я уже был в Вильнюсе и грузился опять на Беларусь. В это воскресенье, 26 ноября, я зарегистрировался под номером 421. То есть, очередь – в два раза меньше. Но уже пятница, а я еще не прошел границу. Белорусы оформили меня в 6 утра, за 10 часов я не попал на оформление к литовцам – они за это время взяли только четыре машины», – рассказывает водитель.

Он говорит, что ему отстоять «колейку» проще. Водитель сам из Лиды: зарегистрировался, оставил машину на границе и приехал домой ждать свою очередь. А вот что делать тем, кому до дома тысячи километров? 

Сатын из Узбекистана вместе со своими тремя коллегами ждет очереди уже четвертые сутки. До Литвы перед ними еще 120 машин. 


«Если все будет хорошо, то, возможно, завтра пересечем границу. Но тут не угадаешь особо. Никто не знает, как литовцы будут работать. К белорусам у нас вообще никаких претензий – оформляют быстро, помогают, если нужно, не злятся, если водитель чего-то не понимает. Из моих напарников только я хорошо говорю по-русски, остальные плохо знают язык», – поясняет водитель.

В «колейке» уже пятые сутки стоит и Али из Турции. Он периодически мониторит специальное приложение в телефоне, чтобы проверить, насколько сократилась очередь.

«Вот смотрите, за сутки Литва приняла только 60 машин. Я не знаю, сколько еще тут ждать придется. Хорошо, что стою недалеко возле деревни – можно в магазин за продуктами сходить», – на ломаном русском поясняет водитель.

По словам дальнобойщиков, такая же картина наблюдается и в обратную сторону. Чтобы попасть из Литвы в Беларусь, нужно также несколько суток провести в очередях. 

«Я в основном вожу скоропортящиеся продукты, поэтому, в принципе, быстро прохожу границу. А вот мой товарищ в последний раз простоял там шесть суток. Теперь он тоже в очереди на въезд в Беларусь стоит. Говорит, только в отстойнике 80 часов ожидания по живой очереди. А еще до отстойника – «колейка» около 4 км», – рассказал нам еще один водитель Александр.

Он говорит, что литовские службы не торопятся оформлять машины. Для них норма – ночью на несколько часов закрыть шлагбаум и пойти спать. Из-за такого подхода к работе, естественно, будут очереди. 

«Литва после вступления в Евросоюз стала страной-складом. Тут скапливается весь груз, который из Европы везут в Беларусь и Россию. Машины литовская таможня трясет так, как будто боится – не дай бог что-то лишнее вывезут», – отмечает наш собеседник.

Сколько еще продлится коллапс на границе, неизвестно. Однако литовской стороне давно пора бы понять, что от ее действий в итоге пострадаем не мы. Пострадают ее перевозчики и ее экономика. 

Фото: Наталья Василевская, ОНТ

Подписывайтесь на нас в Telegram

Корреспонденты:
Наталья Василевская