Лететь или ехать?

На дворе весна. Тёплая апрельская погода привела к более раннему, чем обычно, открытию мотосезона. Первыми организованными колоннами проехали байкеры в Бресте и Пинске. Скоро похожий марш будет организован и в столице. Но из года мы с вами отмечаем ещё одну верную примету появления мотоциклов на дорогах…

На уходящей неделе зафиксированы три аварии с участием мотоциклистов. В двух ДТП байкеры остались живы, а ещё в одном (в Минске) при столкновении с маршруткой погибли два брата. Игорь Тур пытается выяснить, почему желание жить иногда уступает безрассудству.

Страсть к мотоциклам у Вадима Покидюка – из детства. К байку приучил брат. Годы шли, но любовь к двухколёсному транспорту становилась только сильнее. Увеличивался объём двигателя, росли обороты в минуту, а стрелка спидометра снова и снова описывала полный круг.

Вадим Покидюк, байкер: «300 километров здесь на спидометре, но данный мотоцикл едет примерно 320 км/ч. Это проверено!».

Kawasaki Ninja ZX-14 – самый быстрый в мире серийный мотоцикл. 180 лошадиных сил, разгон – три секунды до сотни, стоимость – 25 тысяч долларов. Управлять таким «монстром», признаётся Вадим, приятно. Но опасно. Первая авария объяснила, почему пешеходы байкеров считают самоубийцами.

Вадим Покидюк, байкер: «Это было полностью по моей вине. Я просто не справился с управлением. Мне не хватило опыта элементарно. Я вылетел из поворота, “закладывая” мотоцикл. … Это очень страшно. Знаешь, как говорят, вся жизнь проносится перед глазами».

Впрочем, через неделю Вадим снова «в седле». Байк – это смысл жизни, ценить которую начинаешь не сразу. И каждую весну на два колеса встают лихачи, которые истину видят в скорости. Но добраться в точку Б суждено не всем. Мотосезон в Беларуси уже принято считать открытым с первой жертвы в мотоциклетном шлеме.

Сезон 2016-го печально открылся в прошлое воскресенье. Спортбайк в Минске «влетел» в маршрутку, от удара Honda вспыхнула как спичка. Жизни водителя и пассажира мотоцикла оборвались на месте. Изувеченные ударом и огнём тела двоюродных братьев. Старшему – 34, младшему – 29. И новые споры: кто же они, байкеры, – романтики дороги или всадники смерти?

Команда «Уделять особое внимание двухколёсным транспортным средствам» инспекторам уже поступила. Зачастую у мотоциклистов нет водительской категории или вовсе удостоверения, ездят, не обращая внимания на знаки, каждый второй превышает скорость. Такое внимание байкеров раздражает. Любимый приём – остановиться, дождаться, пока инспектор выйдет из машины, и выжать максимальную скорость. Иван Шакун столкнулся с этим в прошлом сезоне.

Иван Шакун, старший инспектор УГАИ ГУВД Мингорисполкома: «Преследование продолжалось до кольцевой, за кольцевой мы выехали на трассу в сторону Молодечно. И только в районе Линии Сталина данный мотоциклист был задержан. Когда прижали его к обочине, водитель ничего не делал, заглушил мотоцикл, поднял руки вверх».

Первые недели тёплой погоды – это пик байкерской активности. Позади длинная «автомобильная» или, что ещё хуже, «пешеходная» зима. А двухколёсный друг – средство от хандры. Но именно на это время приходится и пик байкерской смертности.

Алексей Одаренко, директор минского отделения Международного сообщества любителей Harley Davidson: «Водители за зимний период просто отвыкают от того, что на дороге есть и другой транспорт. Даже опытный водитель может неправильно оценить скорость движения встречного мотоцикла».

Юрий Важник, председатель правления Белорусской ассоциации экспертов и сюрвейеров на транспорте: «Доля гибели, связанной с мотоциклами, возросла с 5%, которая была 10 лет назад, до 40% в этом году. В прошлом году это было на уровне 14-15%. Мотоцикл опаснее примерно в 70-100 раз».

Владельцев опасного транспорта (давайте будем честны) не любит никто. Пешеходов и владельцев квартир в зоне мотопокатушек раздражает звук летящего байка, когда порой дрожат оконные стёкла и сыплется штукатурка. Автомобилисты говорят, порой только по звуку и можно понять, что рядом мотоцикл. Точка на горизонте – и определить расстояние, скорость и вероятность столкновения невозможно. Конечно, любой законопослушный участник дорожного движения вправе ожидать соблюдение правил всеми. Но…

Александр «Шарфик»: «Один раз с девушкой 275 разогнались, мчались за BMW, BMW не оторвалось, мы не догнали, но мы шли 275 за городом. Для девушки это было незабываемо, для меня это были будни».

Будни байкеров, кстати, разные. К владельцам недешёвых чопперов и харлеев претензий мало. Это, как правило, взрослые люди, которые ценят не только мотоцикл, но и жизнь. В зоне риска обладатели спортбайков, мощных и резвых. У них тоже есть претензии – автомобилисты недружелюбны, ГАИ предвзята, а разметка не учитывает интересы мотоцикла. Показательно именно ДТП на Логойском тракте: байкер вроде не превышал, маршрутка вроде должна была пропустить. А стрелка на светофоре появилась после ДПТ, которое унесло две жизни.

Сергей Руденко, заместитель начальника УГАИ ГУВД Мингорисполкома: «Она уже была запланирована, работы велись по её установке. Поэтому это, скажем так, не связано с этим происшествием конкретно».

Моментально организовать движение, учитывая все и не всегда безопасные потребности байкеров, невозможно. Да и нужно ли? Мотоциклы в минском потоке – это две десятые процента. То есть на один двухколёсный – 500 машин. И непонятно почему тогда байкеры обижаются, мол, к нам относятся предвзято и слишком внимательно. Но вас же действительно мало, и при этом вы крайне заметны.

Лихо войти в поворот, стать на заднее колесо и «притопить» под 150 в городе – причина такому поведению, говорят байкеры со стажем, возраст и ветер в голове. Иногда и сорокалетний клерк на мотоцикле ведёт себя как ребёнок, желая, чтобы окружающие его увидели и услышали. Тем более что любовь к байкам начинается чаще всего именно в детстве.

Иван Вабищевич, шоумен: «Я не видел ни одного ребёнка в машине, который едет сзади, который сказал бы “Фу, тут мотоцикл!”. Наоборот все дети реагируют “О! Класс!”».

Записывать всех байкеров в ряды потенциальных убийц или самоубийц всё же не нужно. У каждого своя голова в шлеме. Вопрос в возрасте и осознании опасности каждого манёвра. К примеру, в Бресте на неделе пьяный 19-летний автомобилист насмерть сбил женщину. Оказалось, что у водителя BMW – 79 дорожных «административок». Но при этом водительского удостоверения его не лишили. Так что принципиального различия между четырёхколёсной и двухколёсной бравадой не существует. В народе «гуляет» шутка из разряда чёрного юмора: «мужчина – это случайно выживший мальчик». Проблема в том, что повзрослеть успевают не все.

Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзен и Telegram