​Герои этого сюжета работают хоть и не на космических высотах, но уж точно выше уровня Земли. Корреспондент ОНТ Игорь Тур продолжает серию репортажей о людях, которые создают новый – инновационный – уклад белорусской экономики.

Герои этого сюжета работают хоть и не на космических высотах, но уж точно выше уровня Земли. Корреспондент ОНТ Игорь Тур продолжает серию репортажей о людях, которые создают новый – инновационный – уклад белорусской экономики.

В этот цех (см. видео – прим. ред.) выпускник Могилёвского института машиностроения Андрей Сидоров каждый день приходит вот уже 15 лет. Со студенческой скамьи попал на Белорусскую железную дорогу, уже в 25 лет стал главным инженером станции погрузочных работ. Был карьерный рост, профессиональные премии и награды. Но мечта – создавать машины – всё же взяла верх. Решение начать в Витебске свой бизнес оказалось правильным.

Андрей Сидоров, бизнесмен: «Наверное, это было сложно – после 10 лет работы. Но я принял самостоятельное решение и организовал небольшую компанию на небольшие деньги. За 15 последних лет это предприятие с 2-7 человек превратилось почти в 200 человек, с определённым объёмом работ, практически 100-процентным экспортом, с новыми проектами».

Идея на миллион – создавать автоподъёмники, аналогов которым нет. Но в кармане – всего 300 долларов. Первое время компания «Витстройтехмаш» работала за деньги заказчиков, себе – процент. Чтобы нарастить клиентскую базу, инженер научился быть маркетологом. Визиты на заводы по всему СНГ и обещания: мы не просим купить наш товар – мы хотим сделать вашу работу эффективной. Такая стратегия пусть и не сразу, но дала результат.

Собирают около 20 единиц техники в месяц. Немного, но индивидуальный заказ – это работа конструкторов, специфическое оборудование и работа в сжатые сроки. Цена одного подъёмника в среднем – 20 тысяч долларов. Почти всё уходит на экспорт, основной покупатель – Россия.

Андрей Графонов, главный инженер предприятия «Витстройтехмаш»: «Все гидравлические компоненты мы приобретаем у итальянских поставщиков. Основные конструкции стрел берём в Германии. Но с установкой нового технологического оборудования мы будем производить это всё сами».

Выпуск комплектующих уже освоили, но стрелу и гидравлику – это скелет и мышцы подъёмника – приходится покупать за валюту. Сейчас это основная статья расходов, которая ложится на плечи покупателя. Значит, сложнее конкурировать, нужно уменьшать другие издержки. Основа экономической модели компании – принципиальный отказ от любых кредитов и долгов. Пусть при этом темпы развития ниже, зато минимализация рисков и возможность планировать будущее.

Работники шутят: директор объездит все выставки, но найдёт нужный товар по самой низкой цене. Иногда это задача нелёгкая. В цех недавно поставили турецкий пресс, на котором будут гнуть крановые стрелы. Однако к нему подходит только высокопрочная шведская сталь. Но выход нашли и здесь.

Две прессовочные установки покупали по программе господдержки инновационного бизнеса. То есть деньги выделял местный бюджет, можно было выбрать любую установку, даже самую дорогую. Но и здесь решили сэкономить: зачем платить рубль, если ни в чём не уступающий аналог стоит 50 копеек?

Купили турецкий пресс – сэкономили 50 тысяч долларов. На цену подъёмника это в общем-то не влияет, но «Витстройтехмаш» записал себе в компаньоны государство. Доверие дороже денег. Впрочем, в отношениях с властью не всё гладко. Андрей Сидоров для себя определился с основной проблемой: чиновники далеко не всегда рассматривают в качестве актива время.

Схематично нарекания бизнесмена можно рассмотреть на примере дерева. Чтобы срубить берёзу на территории завода, есть два пути. Первый – официальный: подать заявку, заплатить миллион рублей и ждать месяц, пока просьбу удовлетворят. Путь второй – срубить берёзу без согласования по первой необходимости, заплатить штраф всего Br200 тысяч и работать дальше.

Андрей Сидоров признаётся: такие нарушения есть у каждой компании. Но это не от того, что руководители – хулиганы. Просто время бизнесмена и чиновника стоит по-разному. Отсюда и отношение.

Этот подъёмник для российского дилера (см. видео – прим. ред.) соберут всего за неделю. Итальянская гидравлика, высота подъёма – 24 метра, грузоподъёмность – 300 килограммов. При этом кран лёгкий и компактный, такой можно установить на любую колёсную базу.

Юрий Радюш, инженер-гидравлик: «При малом опорном контуре она может достать до достаточно высоких зданий, линий электропередач, поэтому пользуется большим спросом у коммунальных, строительных служб».

Каждый подъёмник – это идея и бессонные ночи конструкторов. В этом офисе признаются: директор сложную задачу воспринимает как личный вызов. Даже первая машина была инновационной: подсмотрели в Италии, адаптировали для российского рынка и улучшили. На «Витстройтехмаше» готовы браться за что угодно.

Циклон «Даниелла» обозначил проблему – сломанные ураганом ветки повреждают линии электропередачи. Зимой без света по несколько дней оставались тысячи домов. Задачу коммунальщикам ставил в итоге Президент – расширить просеки. А это сотни километров пути. Сани летом решили подготовить в «Гродноэнерго». Технически всё просто: провода параллельны, просека с минимальными изгибами – конструкция машины по срезанию веток могла бы выглядеть так (см. видео – прим. ред.). За помощью обратились к витебским инженерам.

Андрей Сидоров, бизнесмен: «Могли бы вы разработать специальное оборудование, которое без участия человека освобождало наши контактные линии, наши просеки от веток, от деревьев. Мы с удовольствием взялись сейчас за этот проект. Это уже в активной стадии разработки. Я думаю, скоро мы выложим этот проект на согласование и начнём уже изготовление опытного образца».

Впрочем, работа по индивидуальным заказам – стратегия в том числе вынужденная. Вопрос упирается в квадратные метры.

«Витстройтехмаш» сейчас занимает площади бывшего завода железобетонных изделий. Помещения по профилю, мягко говоря, не совсем подходят. Но уже в этом якобы крайне сложном году компания переезжает на новый завод. Больше площади – больше возможностей.

На таких площадях можно втрое нарастить объёмы производства. Впрочем, Андрей Сидоров уверяет: за миллиардами не гонится. А глядя на свою жизнь с верхних строчек рейтинга самых успешных бизнесменов Витебской области, признаётся: в юности денег было меньше, но глаза горели ярче, ведь нереализованных идей тогда было больше.

Андрей Сидоров, бизнесмен: «Мне кажется, что тогда я был даже более счастлив, когда у меня был 412-й “Москвич” и небольшой дом на 60 квадратов, чем сейчас, когда я живу в совсем других условиях, езжу на “Мерседесе”».

Улыбается: это лишь воспоминания о юности. Сейчас есть деньги и любимое дело. Не хватает только свободного времени. Его дело – и работа и хобби. Ведь из 10 человек с прибыльной идеей лишь у одного есть уверенность в своих силах и упорство идти до конца. А без этого построить бизнес невозможно.

Подписывайтесь на нас в Telegram

Корреспонденты:
Игорь Тур