Легендарный ИЛ-2 пополнил экспозицию боевой техники у Кургана Славы

523

Самый массовый самолёт Второй мировой ИЛ-2 сегодня пополнил экспозицию у Кургана Славы. Боевую машину торжественно представили публике. Именно этот самолёт сыграл важную роль в операции «Багратион», с момента проведения которой исполняется 75 лет. До сих пор восстановленного ИЛ-2 в Беларуси не было. Эта машина появилась благодаря совместным усилиям Федерации профсоюзов Беларуси и группы реставраторов. Рядом с танками ИЛ-2 смотрится вполне гармонично не только с эстетической, но и с исторической точки зрения. Ведь штурмовая авиация изначально была предназначена для поддержки именно сухопутных подразделений. Кстати, до 1928 года такие самолёты в Красной Армии назывались не «штурмовики», а «боевики». Так что, если бы судьбоносного переименования не произошло – это вполне могли быть «боевики на бреющем полёте».

Самолёт ИЛ-2 был создан ещё до войны, но эффективную тактику пришлось искать уже в бою с реальным противником. На первом этапе штурмовики посылали на передний край немецкой обороны, а там солдаты и зенитки противника всегда начеку. Отсюда и большие потери в первый период войны, хотя бронирована машина была лучше прочих. «Бетонная крепость» – так её называли современники, а ещё – «чёрная смерть» – это прозвище дали немцы. Отец лётчика Леонида Беды воевал как раз на таком, и дважды стал героем Советского союза. Первая версия штурмовика была одноместной.

Леонид Беда, военный лётчик-штурмовик: «На машине отца, после второго вылета под Сталинградом, было 380 прямых попаданий зенитных снарядов и пушечных снарядов истребителей. Тем не менее, он дотянул до своего аэродрома и выполнил посадку. И таких случаев было не мало».

По некоторым данным, с учётом высокого риска, звание Героя Советского Союза в начале войны присваивалось уже за 10 боевых вылетов на ИЛ-2. В конце, когда машину освоили почти в совершенстве, за 80. У нашего Кургана Славы установили модель, выпуск которой наладили уже во время войны. Уже с местом для стрелка, который защищал машину сзади. Хотя конкретно этот самолёт собирался из трёх разных.

Михаил Орда, председатель Федерации профсоюзов Беларуси: «Мы искали сам ИЛ-2 и смотрели с поисковиками, где эта машина может быть найдена. У нас в Беларуси этой машины не оказалось. Поэтому, та машина, которую мы видим – это боевая машина, сделанная из фрагментов самолётов, которые были найдены под Ленинградом, Ржевом и Витебском».

В начале войны тактика ИЛ-2 заключалась в следующем: «выстроились в круг и пикируем по очереди», что, естественно, давало противнику возможность подготовиться. В 1944 году самолёты уже переходят на новую тактику – «все разом»: группа штурмовиков, неожиданно появившись над позициями противника, сбрасывает на него все бомбы и ракеты одновременно.

Вообще появление легендарного штурмовика у Кургана Славы можно назвать восстановлением исторической справедливости. Во время операции «Багратион» ИЛ-2 отвечал за подавление артиллерии противника. И с этой задачей справился на отлично.

ИЛ-2 самый массовый самолёт Второй мировой – их было выпущено около 36 тысяч. За время войны из строя вышли две трети этих самолётов. И наш ИЛ-2 собран как раз из таких. Конечно, прикоснуться к «легенде» у «Кургана Славы» не получится, ведь самолёт расположен на высоком постаменте. Зато виден издалека, что также свидетельствует о его роли в освобождении Беларуси.