На горячую линию ОНТ обратились жители одной из деревень Лепельского района. Говорят, частные застройщики мешают им свободно посещать озеро. При этом самовольно удаляют растительность, нарушают береговые границы и распоряжаются территорией как своей. Почему одним можно не только купаться, но и нарушать законы, а вторым нужно ждать позволения тех, кто запрещать не имеет никакого права – в репортаже Андрея Александрова.
В деревне Двор Поречье Лепельского района журналистов встречают прямо на въезде. Старожилы, те, кто навещают родительские дома, их супруги и дети в один голос заявляют – им не дают свободный доступ к озеру, где прошли их детство и юность. Да и сейчас хочется показать – чего, по словам жителей, лишились.
Как попасть к воде? Вот участок, идет стройка, и пока не ясно, где его границы. Судя по туям, к берегу только одна дорога – прямиком через участок. Осталось ли что-то от народной тропинки – непонятно. Если пойти, то это уже чужая территория. Может дойти до конфликта. Да и в прибрежной зоне, которая вроде как для всех, – особый доступ.
Антонина Литош, уроженка д. Двор Поречье: «В законе говорится, что трогать любую растительность в прибрежной линии запрещено… Мало того, даже ветхие деревья трогать запрещено… Что мы видим? Здесь выкорчеваны все деревья, вырезаны, насыпан грунт какой-то. Полнейший беспредел».
Проблема с доступом к воде, говорят, появилась после того, как местные власти начали продавать здесь земельные участки. К реализации, признаются, нет никаких претензий. Вопрос в том, что происходит дальше с общей территорией. И она не принадлежит кому-то одному.
Здесь была техника, и вот так просто кто-то под себя расчистил внушительный кусок берега. Вырос забор и на месте еще одной дороги к озеру, по которой ходила вся деревня. Там тоже появились два участка. А заодно – шлагбаум. После жалоб его убрали. Говорят, детей выпроводили с берега со словами «мы здесь ужинаем».
Александр Носов, уроженец д. Двор Поречье: «Человек вышел чуть ли не с угрозами физической расправой. Вот как купаться? Чтоб доводить потом это все до конфликта, до милиции? Вы понимаете сами. Вот почему это все началось».
В сельсовете предложили выход – обходить с другой стороны. Но кругом – заросли, в лицо смотрит камера хозяина участка, и в конце сворачивать приходится чуть ли ни к нему во двор. Где заканчивается участок – тоже не ясно. Растительность, что мешала, говорят, убрали и дно выкопали экскаватором поглубже. Для лодок. Жаловаться, признаются, уже сил нет.
Николай Синицин, председатель Каменского сельского исполнительного комитета: «На этом причале может прийти любой гражданин, может отдыхать, купаться и т.д. Граждане обращаются, ни одному не отказали в строительстве лодочного причала, поэтому сказать, что людям негде купаться, купаются в корытах.. Прабачце... зеркало озера почти 8 км одного, 8 еще одного, 16 км береговой линии – купаться негде».
И вот, с одной стороны, вроде все по закону. Участки были проданы, бюджет получил деньги. И местные объясняют: они только «за», но проблема в другом – не как раньше была приобретена земля, а как сейчас используется. По закону нельзя прикасаться ко всему, что на расстоянии 50 метров от берега, а здесь – по сути, народным достоянием распоряжаются, как личной собственностью.
Ольга Баженова, начальник Лепельской районной инспекции природных ресурсов и охраны окружающей среды: «В настоящее время идет сбор информации, и мы будем устанавливать виновных лиц, идет проверка по поводу тех фактов, что прозвучали: удаление растительности в прибрежной полосе, углубление дна и проведение работ по благоустройству в том числе в прибрежной полосе без разрешительных документов».
По словам местных экологов, участок прибрежной полосы с искусственным островом и уничтоженная флора обернулись для причастных – их двое – штрафом до 10 базовых. Других – предупредили устно. Только вот насколько наказание соразмерно ущербу природе, а то, что он есть – местные власти подтверждают, – вопрос открытый. А вот доступ к озеру пока – с препятствиями.
Подписывайтесь на нас в Telegram