Купольных дел мастер: в его руках металл дороже золота, а творения – на века. Сохранит ли Беларусь самобытную школу дойлидства?

Почему мастерству создания куполов не учат в университетах и кто из белорусов приложил руку к возведению храма Христа Спасителя?

Профессия дойлид. Почему мастерству создания куполов не учат в университетах и кто из белорусов приложил руку к возведению храма Христа Спасителя?

Чтобы сегодня позволить говорить о себе – мастер, Анатолий Владимирович работает над куполами уже почти полвека. Из семерых детей в семье он был самым младшим. В 12 лет в родном Несвиже впервые взял в руки молоток – в качестве ученика стал помогать уже опытным мастерам. Тот момент сегодня вспоминает с благодарностью.

Говорит, что потом учился всю жизнь. Во время работы над куполом он сам и архитектор, и плотник, и только в старорусском языке есть подходящее слово – дойлид.

Анатолий Каменко, дойлид: «Купол не делается для красоты. Чтобы делать купол, мало быть образованным человеком. Отсюда всё возносится к Богу и отсюда уходит весь негатив. Без купола церковь считается без шапки, без головы».

В его арсенале ни одного нового инструмента. Все – проверенные временем и работающие без электроэнергии. Ведь часто создавать купола приходится недалеко от места, где строится церковь. В зависимости от размера на один купол может уйти до полугода. А чтобы простоял несколько веков, нужна филигранная точность: ошибка на миллиметр может дать о себе знать через десятилетия, когда купол просто наклонится.

Все храмы, которые сегодня блестят куполами Каменко, сам он уже и не перечислит – только в Беларуси их больше 30, десятки и за рубежом. О каждом месте, где работал, может рассказать историю.

У Анатолия Владимировича трое детей, но, как говорит сам мастер, ни у одного душа к делу всей его жизни не лежит. Он не хочет учить кого-то, говорит, что дойлида нужно вырастить. Сейчас самая большая мечта – найти преемника, так же, как когда-то древнее ремесло нашло его самого.

Если говорить языком архитекторов, то, безусловно, купол – это конструкция. И чтобы он стал золотым символом церкви, без руки и души мастера не обойтись.


Подробности – в видеосюжете нашего корреспондента

Подписывайтесь на нас в Telegram

Корреспонденты:
Анна Волковец
География:
Новости Минска