КУРСКАЯ БИТВА: операция «Цитадель», «Тигры» против Т-34 и разгром вермахта / ЛИКБЕЗ

В год Великой Победы продолжаем уроки исторической памяти, и сегодня – про Курскую битву

КУРСКАЯ БИТВА: операция «Цитадель», «Тигры» против Т-34 и разгром вермахта / ЛИКБЕЗ

50 дней, больше 45 тысяч единиц техники и вооружения, миллионы солдат и самое большое танковое сражение в истории. Битва на Курской дуге завершила коренной перелом в войне и полностью лишила Германию инициативы. В год Великой Победы продолжаем уроки исторической памяти, и сегодня – про Курскую битву.


После поражения немцев под Сталинградом, на линии границы образовался так называемый Курский выступ, который уходил на 150 километров вглубь оккупированной фашистами территории. Протяженность самой дуги – около 300 километров. Для того чтобы снова начать наступление на Восточном фронте, выступ нужно было как бы отрезать. Так была разработана операция «Цитадель». Дата удара – 5 июля 1943 года.

Кстати, немецкие фельдмаршалы Манштейн и Модель были против такого наступления, предсказывали его безуспешность, но решение оставалось за Гитлером. К «Цитадели» готовились серьезно и главный упор делали на техническое оснащение, а именно на новые танки.

Во время Курской битвы впервые в массовых масштабах на поле боя появились два новых и мощных немецких танка – «Тигр» (Tiger I) и «Пантера» (Panther). Эти машины были разработаны в ответ на советские танки Т-34 и КВ.

Преимущества «Тигра» и «Пантеры» перед советскими танками заключались в их технических характеристиках. У «Тигра» была мощная броня (до 100 мм спереди) и сильное вооружение – 88-мм пушка, способная поражать советские танки на расстоянии в 2 километра. «Пантера» обладала наклонной броней, заимствованной у Т-34, но более эффективной благодаря увеличенной толщине и углам наклона, а также дальнобойной 75-мм пушкой. Эти особенности делали оба танка опасными противниками в лобовом бою и позволяли им действовать эффективно на больших дистанциях.

Но были и серьезные недостатки. «Тигр» был слишком тяжелым и немобильным. И вообще легко ломался. «Пантера» страдала от нестабильной ходовой части и перегрева двигателя. Кроме того, оба танка были дорогими и медленными в производстве, поэтому их количество было намного меньше, чем у советских Т-34.

К началу Курской битвы германское командование сосредоточило значительные силы: больше 900 тысяч солдат и офицеров, около 10 тысяч орудий и минометов, 2 245 танков и штурмовых орудий, 1 781 боевой самолет. Красная Армия к моменту начала сражения имела в составе Центрального, Воронежского и Степного фронтов больше 1,9 миллиона человек, 26 тысяч орудий и минометов, 4,9 тысячи танков и самоходных артиллерийских установок, а также около 2,9 тысячи самолетов.

Северный фас Курской дуги, обращенный непосредственно к противнику, обороняли войска Центрального фронта под командованием генерала Константина Рокоссовского, а южный – силы Воронежского фронта, которым руководил генерал Николай Ватутин. Для усиления обороны и последующего контрнаступления позади основных линий обороны был развернут Степной фронт под командованием генерал-полковника Ивана Конева. Общее руководство операцией проводили маршалы Советского Союза Георгий Жуков и Александр Василевский.

Советское командование знало о планах противника и решило использовать стратегию глубокоэшелонированной обороны, чтобы истощить силы противника, и только потом перейти в контрнаступление – продвинуться вперед, освободить левобережную Украину и закрепиться на правом берегу Днепра.

Накануне ожидаемого наступления германских войск советское командование располагало точными сведениями о том, что атака начнется на рассвете 5 июля. Было принято решение опередить противника и нанести предупредительный артиллерийский удар – так называемую контрбатарейную подготовку.

Тысячи советских орудий одновременно открыли огонь по позициям противника, простреливая районы сосредоточения его сил. Хотя стрельба велась преимущественно по площадям и не смогла полностью подавить вражеские части, она внесла сбой в график наступления. Немцы были вынуждены задержать начало атаки на несколько часов – это дало советским войскам драгоценное время для подготовки к отражению удара.

Германское наступление началось в 6 утра. Для борьбы с вражескими танками основной упор был сделан на противотанковые мины. На Курской дуге использовали в 4 раза больше мин, чем под Сталинградом, и в 6 раз больше, чем в битве за Москву. Причем минные поля ставились каскадом – чтобы даже если танк прошел первый рубеж, он все равно попадал под огонь или вторую минную зону.

В историю Курской битвы нужно вписать и такое понятие, как «нахальное минирование». Так его называли немцы. И это был настоящий подвиг советских саперов. Особую роль сыграли бойцы подвижных отрядов заграждения. Это небольшие группы минеров, которые действовали на передовой. Когда противник переходил в атаку, саперы выходили из укрытий и шли навстречу врагу, чтобы прямо у него на глазах установить противотанковые мины, буквально забросить их под движущиеся танки.

Эти мгновенно разворачиваемые минные поля становились серьезным препятствием для бронетехники. По мнению историков, каждый четвертый немецкий танк был поврежден или уничтожен благодаря именно таким действиям саперов. Для фашистов такой способ был страшен еще и потому, что под сплошным огнем они просто не могли отправить вперед свои инженерные подразделения для разминирования.

К сожалению, большинство саперов погибало в первом же бою. Выживали единицы. Место погибших занимали все новые бойцы. Они шли вперед, несмотря ни на что.

Кульминация Курской битвы состоялась 12 июля на Прохоровском поле. В сражении с обеих сторон одновременно участвовало 1,2 тысячи танков и самоходных артиллерийских установок – это стало крупнейшим танковым сражением за всю историю войн. Советские войска в ходе боев потеряли 500 танков из 800, то есть 60% от первоначального числа. Потери немецкой стороны – из 400 участвовавших машин уничтожено 300, то есть 75%. Только за один день, 12 июля, фашисты потеряли сразу 70 танков.

Германские войска понесли колоссальные потери и лишились своей главной ударной силы. В то же время у советского командования оставались необходимые резервы, что позволило не только восполнить убыль техники, но и продолжить развивать успех. После Прохоровки наступление противника захлебнулось – дальше немцы уже не продвинулись ни на шаг. Сражение считается безусловной победой Красной Армии. Хотя наверняка вы могли видеть и другое мнение на этот счет.

Например, интереснейшая статья, вышедшая в 2019 году в немецком издании Die Welt с кричащим заголовком «Победа, которая на самом деле была поражением». Это о сражении под Прохоровкой. «На самом деле 186 немецких боевых машин сражались против 672 советских; вечером того же дня потери составили около 235 танков у Красной Армии и пять у вермахта – и все это на несколько квадратных километров». И это не первый раз, когда немецкие СМИ пытались свести на нет значение битвы. Как и переписывание истории – не такой уж новый Западный тренд.

Уже 12 июля советское командование перешло к следующему этапу – контрнаступательной фазе Курской битвы. 5 августа в результате операций «Кутузов» и «Румянцев» были освобождены Орел и Белгород, вечером того же дня в Москве в честь этого события впервые в годы войны был произведен артиллерийский салют. 23 августа был освобожден Харьков – важный стратегический центр на востоке Украины. В результате Курской битвы советские войска продвинулись в южном и юго-западном направлениях на 140 километров, заняв выгодные позиции для дальнейшего наступления.

Итоги битвы. Победа под Курском далась Советской Армии ценой огромных усилий и жертв. Однако итог сражения стал переломным моментом: соотношение сил на Восточном фронте окончательно изменилось в пользу Красной Армии. В боях на Курской дуге были разгромлены 30 отборных дивизий противника, включая семь танковых.

Курская победа оказала не только военное, но и мощное политическое воздействие. Сателлиты Гитлера в Европе – Румыния, Венгрия, Финляндия и другие – окончательно поняли: фашистский блок начинает рушиться. Уже в сентябре 1943 года Италия подписала перемирие с западными союзниками, что стало первым шагом к выходу стран «оси» из войны.

Победа в Курской битве ознаменовала начало стратегического наступления Советской Армии, которая продолжила освобождение оккупированных территорий. Советские войска приближались к государственным границам СССР.

Повлияло это и на действия союзников. После начала контрнаступления на Курской дуге, в августе 1943 года, на конференции в Квебеке было принято решение о подготовке высадки союзных войск во Франции. А уже в ноябре–декабре того же года, на Тегеранской конференции, Иосиф Сталин, Франклин Рузвельт и Уинстон Черчилль окончательно договорились о втором фронте, согласовав план высадки в Нормандии.

Спокойных дней для немцев больше уже не было. Поражение Германии в войне стало лишь вопросом времени.

Это был «Ликбез.by».

Проект создан за счет средств целевого сбора на производство национального контента.

Подписывайтесь на нас в Telegram

Корреспонденты:
Анастасия Маркова