Огромный рынок ЕС весьма интересен белорусским производителям сельхозпродукции. Но не смотря на то, что наше продовольствие с удовольствием покупают более чем в 70 странах мира, в магазинах Европы его практически нет. Почему? Попытался разобраться руководитель нашего европейского бюро Руслан Поддубский.
Снаружи это обычный бельгийский магазин, но внутри – ассортимент, который согревает душу не столько местного жителя, сколько славянского эмигранта: пельмени, тушёнка, гречка или настоящий «Бородинский» хлеб.
Джамиля Абдраимова, старший продавец: «В первую очередь мы – для русскоязычных, но и бельгийцы приходят. Особенно любят берёзовый сок».
Многие иностранцы до сих пор убеждены: чтобы выпить стакан берёзового сока нужно поместить в заводскую выжималку едва ли не полберёзы. Белорусские маркетологи не спешат разрушать этот пищевой миф, добавляют рассказы о полезности этого напитка и наращивают его поставки на полки европейских магазинов.
Крик души Альбины Моор по вкусу детства раздаётся в одном из крупнейших русских магазинов Германии, расположенных в Дюссельдорфе. Она сама работает здесь продавцом и прекрасно знает вкусовые предпочтения клиентов.
Альбина Моор: «Если бы здесь было больше белорусских товаров, они бы имели высокий спрос».
Из двух тысяч наименований восточноевропейских товаров в этом крупном логистическом центре на Западе Германии с белорусскими корнями здесь чуть больше десятка.
Голландия, город Еде. Здесь расположена компания «Melkweg», которая является частью крупнейшего аграрного производителя Нидерландов «Vandrie group». «Мелквег» или млечный путь свой бизнес строит на молочной торговле, к примеру, сухим молоком или сывороткой, которая затем используется в изготовлении цельных молочных продуктов.
Йохан Каасхёк, директор компании «Melkweg»: «6 лет назад мы начали развивать бизнес со странами Восточной Европы. Мы понимаем, что время не стоит на месте и компании развиваются, осваивают технологии и появляются надёжные партнёры. Таких мы нашли в Беларуси. Первые слова, которые мне сказал мой партнёр, когда посетил белорусские компании, – они большие, они чистые и всё устроено очень профессионально. И главное – мы увидели, что люди любят, то чем они занимаются».
В национальной программе развития экспорта существует условная формула формирования экспортного портфеля: 30-30-30, где первые 30 процентов – это поставки в Россию, вторые – это европейский рынок и третья часть – это третьи страны, так называемая «дальняя дуга». Так вот в правительстве признают – пока эта формула, к сожалению, не работает.
Причин несколько – во-первых очень прочные связи и длинные контракты порой на годы вперёд выстроены с российскими партнёрами. Ну и конечно Европа – самый насыщенный хорошими товарами рынок и барьеры в виде пошлин или огромных платежей за сертификацию своей продукции.
Владимир Улахович, председатель торгово-промышленной палаты Республики Беларусь: «Конечно, это обременительно для предприятий. Те предложения, которые сегодня обсуждаются и которые, я думаю, будут очень скоро на уровне Указа Президента закреплены, они как раз направлены на поддержку наших экспортёров, на снятие этого обременения, не в полном объеме, 50% берёт на себя государство, но это уже само по себе значимо и важно».
Сегодня доля Евросоюза в общем объёме поставок белорусских продуктов остаётся небольшой: в 2017 году на Запад было отгружено продовольствия примерно на 140 миллионов евро.
Кирилл Глущенко, заместитель директора Департамента ветеринарного и продовольственного надзора Минсельхозпрода Беларуси: «На право поставок аттестованы восемь предприятий молочной промышленности, семь предприятий рыбной, одно предприятие по производству не переработанных желудков и кишок, одно предприятие по производству желатина и одно предприятие по производству мяса виноградной улитки. На данный момент ведётся работа по аттестации ещё двух предприятий молочной отрасли».
Ещё белорусы пытаются получить разрешения на ввоз мяса птицы. Тоже нужная, но не простая работа. Бизнесмены оттуда советуют: ищите уникальные ниши. Сухая молочная сыворотка, улитки или тот самый берёзовый сок или квас, который не делают в Германии или Бельгии. Европейцы консервативны: если полюбят, то практически навсегда.
Подписывайтесь на нас в Telegram