По словам Петра Порошенко, даже подписанный им под гарантии Берлина и Парижа «Минский мир» – был не более чем отвлекающим маневром. И вот на днях ЭТОЙ компании на другом краю света – а их групповое фото в Сети в миг стало мемом – пришлось даже не маневрировать, а юлить, обсуждая, что им теперь делать со всеми их заготовками после прилета украинской ракеты в Польшу. История, которая потрясла мир и чуть было не стала началом новой мировой. Что же в сухом остатке – разбирался наш международный обозреватель Глеб Лавров.
Все! Теперь мы видели все! И даже в ракете смотрели… Ведь на неделе как раз украинская ракета оказалась в центре внимания всех… Когда упала в Польше. Хотя, конечно, сначала говорили, что и не их ракета. И не упала. И на самых высоких уровнях говорили всякое. НО. К концу недели инцидент, с каким некоторые, кто с ужасом, кто с восторженным нетерпением фанатиков, в начале связывали даже открытое вхождение НАТО в украинский конфликт, ну, или по меньшей мере виток антироссийской истерии Запада – почти все смолкло. А разговоров-то было. А какие разговорчики еще будут. В строю…
Таким было первое заявление Киева. И МИД Украины отрезал: любое иное мнение – российская пропаганда. Потом Зеленский заявит, что он-де не сомневается, что ракета была НЕ украинской, ведь так сказали в ВСУ. Потом заявит, что невозможно быть уверенными на 100%, но он, конечно, убежден. И видимо, уже лишь, чтобы разубедить одного Зеленского (но правда, только в субботу), спикер командования ПВО ВСУ Юрий Игнат скажет в интервью газете «Вашингтон Пост»: осколки могут быть российские или украинские.
К тому моменту, когда Киев допустит мысль, что это все же могла быть их ракета, даже самые антироссийские партнеры по НАТО в этом уверятся. И начнут разубеждать остальных, что, по крайней мере, по Польше ударили не специально. Или хотя бы наконец прекратят в голос бредить войной. Но остальной-то мир к этому моменту поймет точно: это была провокация.
Николай Межевич, руководитель Центра белорусских исследований Института Европы РАН, профессор: «Любая страна не любит, когда чужие ракеты, неважно чьи, падают на территорию. И реакция МИДа и Минобороны Польши говорит, что соответствующие бумаги лежали на столе. Еще не успела улечься пыль, а польские политики уже начали обвинять и обличать».
Реджеп Тайип Эрдоган, президент Турции: «Я доверяю заявлениям России о непричастности к инциденту. И Байден сказал, что ракета не производства России и ничто не указывает на причастность России. Никто не должен настаивать, что ракета выпущена Россией – это было бы провокацией!»
А ведь сразу после падения, кстати, по первоначальным сведениям, двух ракет в Польше запросили о применении 5-й статьи НАТО – о коллективной обороне при нападении на одну из стран альянса. Потом одна из двух ракет из повестки… выпала. И Варшава стала согласна даже и на 4-ю статью: когда блок должен на консультациях выработать общее мнение при возникшей угрозе одному из их государств. Потом выпало и это требование…
Но на фоне уже нечеловеческим голосом кричали прибалты. Синхронно! Все! В Латвии твитнули, что «страна и союзники готовы защищать граждан и территории НАТО». Эстония вызвалась защищать каждый дюйм НАТОвских территорий. «Каждый дюйм» пообещал защищать президент Литвы. Кстати, давно ли в бывших советских республиках территория в дюймах, не скажете? И тоже, кстати, если кого насторожила клонированность мыслей боевитых прибалтов – то это вы еще в британской прессе не смотрели. Там и фото, и заголовки, и обвинения – слово в слово, словно под копирку, на автомате. Словно… по плану.
Николай Межевич, руководитель Центра белорусских исследований Института Европы РАН, профессор: «Как говорят, главное перебросить дохлую кошку соседу – а подбирать ее будут другие. Украина – перебросила. В Польшу, в Вильнюс, в Ригу. А в Риге ее взяли на руки, подхватили, облизали, поцеловали… А в Берлине – нет, в Париже – нет».
«Стратегия дохлой кошки», кстати, – изобретение политтехнолога из окружения бывшего британского премьера Джонсона: «Бросаешь мертвую кошку на стол, и никто уже не говорит о том, о чем говорили ранее». Так и случилось. Хор согласных-во-всем подпевал на Западе одним вбросом о ракете полностью заглушил вопросы их граждан. Однако хозяин оркестрика после совета в Филях… ну, то есть на БалЯх, решил исполнить партию соло.
И сразу все увидели две вещи. Первая: только США в состоянии сказать: «ША». А вторая – что в Польше фальШстарт. Уж, извините за лишнюю букву, но так и есть. И далее, Шольц, Столтенберг, Макрон – метнулись исполнять. Мол, расследование ЕЩЕ идет, но ракета, конечно, уже не российская. НО виновата все равно Россия. Еще бы, из-за нее же такая провокация сорвалась! Не факт, конечно, что сознательно запущенная именно в этот раз. Но факт, что подготовленная же заранее! Так что, считайте, что на неделе мы видели все – и даже репетицию начала мировой… из-за провокации в Польше.
Николай Межевич, руководитель Центра белорусских исследований Института Европы РАН, профессор: «Я бы не сказал, что польско-украинская провокация закончилась ничем. Для организаторов она закончилась провалом. Но это подстегнет их на дальнейшие провокации».
И да. И США, и не только уже спешат на помощь. Британский премьер Сунак заявил тут в Киеве, что передаст Киеву 125 зенитных орудий. Ну, хоть противоракеты не пообещал. Но подбрасывать в огонь войны до последнего …украинцев, похоже, все ещё горит. Даже в ущерб Польше. Так ведь и сама Польша, два гражданина которой погибли, пообещала увеличить кредит до 160 миллионов евро Украине для обустройства границы. Той, через которую ракета прилетела. Так и Хозяин-Байден останавливать траты – не обещал.
Хотя военные обещания, в любом случае, даются западным политикам проще, чем общение с мирными британцами или поляками об экономике. Да и отвлекает все это и всех от экономики-то… Вон, одна ракета (или все же две?) – а обсуждает неделю весь мир.
Подписывайтесь на нас в Telegram