Из чего состоит телевидение? На этот вопрос не получится ответить одним предложением. Команда, люди, проекты, техника – всего и не перечислишь. Мы продолжаем нашу рубрику «ОНТология», которая приурочена к 20-летию нашего телеканала. Юбилей уже в эту субботу, 25 июня. А сегодня мы расскажем о технических особенностях нашей работы – от тех, кто снимает, до тех, кто рисует и обеспечивает эфир. Как можно одновременно смотреть на 12 мониторов и делать яркие программы?
Телефон в руках еще никого не сделал настоящим оператором. Да, благодаря технологиям каждый может снять, выложить в Сеть, но сделать это так, чтобы картинка «звенела», могут только настоящие мастера. Телеоператор ОНТ сегодня – это больше, чем просто человек с камерой.
Александр Кривецкий, оператор-постановщик телеканала ОНТ: «На дешевую камеру дорогую картинку не получишь, поэтому на телеканале каждый год что-то докупается, что-то обновляется, более сложное, более киношное, чтобы соответствовать трендам 22-го года. Физически это тяжело, но это помогает добиться более плавной, более качественной картинки».
При этом каждый из 30 телеоператоров телеканала добавит: главное – прямые руки. А еще – умение видеть то, что пока еще зрителю не доступно, но вскоре и он посмотрит. 20 лет назад снимали на кассеты, сейчас – на флеш-карты. Тогда был один тип камеры на все случаи жизни. Теперь…
Дмитрий Буй, заведующий отделом телеоператоров телеканала ОНТ: «Для экстремальных опасных съемок у нас есть маленькие камеры, для документальных – киношные камеры. Новые компактные камеры с системами стабилизации. Ну, и, конечно же, никакой документальный фильм не обходится без аэросъемки. С одной стороны, работать стало сложнее, потому что для того, чтобы уметь пользоваться всем этим разнообразием, нужно иметь серьезные профессиональные навыки, знания, ну, а с другой стороны, работать стало гораздо интереснее».
Особый драйв и ответственность – работа во время прямых трансляций или глобальных проектов. Новая передвижная телевизионная станция телеканала. Может доехать в любую точку и организовать любую трансляцию. То самое последнее слово техники.
Алексей Давиденко, начальник отдела обеспечения внестудийного вещания телеканала ОНТ: «Самая последняя полученная в нашей стране. Сейчас данная ПТС насчитывает 18 камер, это большая машина, которая предназначена для освещения больших событий. Это может быть либо концерт ко Дню Независимости, встречи Главы государства с зарубежными лидерами и т.д. Мы ее покупали, чтобы канал мог решать большие задачи. Мы снимали Элтона Джона, мы снимали Хулио Иглесиаса, Дженнифер Лопес. То есть у нас были достаточно серьезные проекты».
И здесь, и в стационарных студиях, и в павильонах буквально все зависит от режиссера. Именно он держит связь с операторами, и он определяет, что именно идет в эфир. Виктор Застрожнов был первым режиссером первого выпуска новостей на ОНТ. То время помнит, как сейчас.
Виктор Застрожнов, режиссер телеканала ОНТ: «У меня первый рабочий день был 3 июня. Соответственно, первый эфир был 25 июня, когда я пришел. У меня был легкий шок. Студия была абсолютно пустая, были только сделаны пол и звукоизоляция. Никакого оборудования в студии не было… Было очень много казусов, было очень много курьезов. На прямой эфир приходили ассистенты с огромной кипой кассет – приблизительно 15-20 кассет, и на каждый сюжет приходилось вставлять кассету, доставать. Они действовали как диджеи, и техника давала порой сбои, и люди давали сбои. То есть все с колес запускалась, все отрабатывалось. Все это запускать было чертовски сложно, но очень интересно».
Тогда же появлялись и первые графические упаковки. Сейчас они кажутся примитивными, молодежь скажет «олдскульными», тогда же это был уровень. Но все эти 20 лет графики-дизайнеры оттачивали навыки, чтобы графика и упаковка были на высоте.
Руслан Газизов, ведущий дизайнер-график телеканала ОНТ: «В погоне за содержанием нельзя забывать о форме. И телевидение должно удивлять. Зритель стал требовательным к картинке. Ему всегда нужно что-то новое, интересное… Что-то вырисовывается, какие-то наброски, скорее всего, это уйдет в корзину. Иногда во сне что-то появляется, просыпаешься – записываешь. Иногда гуляешь по городу, думаешь, видишь – и что-то появляется».
Отснято, нарисовано, смонтировано! Когда телепродукт готов к эфиру, в дело вступает программная дирекция. Именно здесь сотрудники колдуют над плейлистом – куда именно в сетку поставить программу, в какое время, как ее разместить так, чтобы зрителю было комфортнее посмотреть. Тоже есть свои тонкости.
Екатерина Акимушкина, директор программной дирекции телеканала ОНТ: «Я бы назвала эфирную аппаратную сердцем телеканала. Это то место, куда по сосудам стекается все, весь контент. И вот здесь благодаря волшебству этих людей складывается эфирный день. В течение эфира возникают непредвиденные обстоятельства, форс-мажор. Ребята находятся в постоянном напряжении. Эти люди не видны, но они делают важную работу. Мы работаем для зрителя. Мы у себя думаем о наших зрителях».
Люди телевидения чуть суеверны. Сначала работа, и только после эфира оценка – как все прошло? Получилось ли, заинтересовали зрителя? Потому и главные слова на ОНТ звучат всегда осторожно – «эфир покажет». И вот так уже 20 лет. Говорит и показывает.
Подписывайтесь на нас в Telegram