Кто друг, а кто «так»? Политические итоги года. Визиты и саммиты с Лукашенко, роль и место Минска в «новом мире»

Год, в котором нам предрекали неподъемные сложности, стал временем взятия новых высот

Кто друг, а кто «так»? Политические итоги года. Визиты и саммиты с Лукашенко, роль и место Минска в «новом мире»

Как в уходящем году «сложились звезды» для Минска и тех, кто рядом? Наверное, что в 2022-м мы не ждали, пока звезды сами сойдутся, а многое делали для того, чтобы звезды для нас сводились в правильном направлении. И к тому же призывали и всех наших партнеров.


Ровно год назад, 25 декабря 2021-го, Александр Лукашенко и Владимир Путин говорили по телефону. И весь наш политический год прошел под знаком Союзного государства – но отношения Минска и Москвы требуют отдельного анализа. А вот три дня позже, на неформальном саммите СНГ (такой же пройдет завтра), Лукашенко скажет про пандемию…

То есть Минск и ранее, и особенно – в году уходящем, как раз и призывал и партнеров, и себя (имеются в виду требования Президента к чиновникам) к разработке стратегии. Но объективно это было сложно: январь – это время попытки госпереворота в Казахстане, февраль – это, конечно, начало СВО на Украине. Боевые действия оттенили главное политическое событие года – мы обновили Конституцию. И в этом момент и стала зарождаться наша новая суверенная политика. 

Беларусь и Лукашенко (а в политике это синонимы) не перестали быть многовекторными. Но мы стали чуть жестче в отстаивании своих национальных интересов. Правила, когда-то сформированные Западом, пали от рук самого Запада, и играть по каким-то новым Минск отказался. Да, в мире не так много органов власти, как наше Всебелорусское народное собрание. Но какая разница, как в мире, если мы делаем для себя? 

Наш путь внутри страны – это перераспределение полномочий вместе с ответственностью, а то не все же одному лишь Президенту быть за все в ответе. А еще – в ответе должна быть вся страна, если вдруг какой-то иной человек, получивший власть, уведет страну с нашего пути – ВНС остановит. Будь ситуация вокруг проще – мы бы успели гораздо больше. Но времени постоянно не хватало, и совещания во Дворце Независимости часто имели официальную формулировку «в текущих условиях». И всем было понятно, почему сложно – и военная угроза, и экономическое давление. 

Экономика была краеугольным камнем и нашей внешней политики. Союзы и объединения с участием Минска есть разные. Но Александр Лукашенко в 2022-м требовал не только для себя, но для всех стран – равных условий. Чтобы было действительно выгодно всем, а не как в Евросоюзе… 

Сплачиваться было, конечно, сложно, потому что экономически коллективный Запад пытался душить Москву – а заодно Минск как союзника. По ощущениям, не все партнеры планку дружбы оставили на прежнем уровне… И пока Союзное государство, имея колоссальные финансы, выигрывало время (то, единственно чего не хватало в первые санкционные месяцы), мы все громче говорили о нашей стратегии. Даже если казалось, что не вовремя. 

А еще выполненным обещанием стал тренд на справедливость: одних граждан государство поощряло за заслуги, поднимало по возможности зарплаты и пенсии, вручались госнаграды. Другие – точно так же получали справедливое наказание, а еще мы решились на концепцию лишения гражданства за вредительство своей Родине. В реальном секторе Президент справедливо требовал не пенять на санкции и давать результат, от бизнеса Президент требовал социальной справедливости – речь и о налогах, и об ответственности за нанятых работников. Эти же наши принципы справедливости нами переносились и на международные площадки. 

Успеть вовремя принять стратегические решения призывал мир (по крайней мере, цивилизованный) Александр Лукашенко. Потому что сам вовремя стал не только Президентом суверенной страны, но и международным медиатором. Потому что – опыт позволяет. И люди это тоже почувствовали. 

Но это – политика внутренняя. Суть нашей внешней политики очень простая – если каждый вовремя сделает так, чтобы мир стал лучше и спокойнее, то никакие проблемы не страшны ни всем вместе, ни каждому по отдельности. 

А еще мы пытались образумить Киев, продолжали призывать Европу включить голову, мирили Баку и Ереван – мы многое делали. И – вместе. Декабрь подарил нам решение вопроса по цене на газ, причем сразу – на три года, чего ранее нам не хватало.

А еще – партнерские отношения с Москвой наконец стали в 2022-м такими, какими их всегда видел Лукашенко. По крайней мере, именно об этом договорились в понедельник лидеры стран в Минске. 

В итоге год, в котором нам предрекали неподъемные сложности, стал временем взятия новых высот. Ключевое, конечно, – экономика. Но ее основа – сильные политические решения. И уже завтра в Санкт-Петербурге лидеры стран СНГ проведут еще одну встречу, на этот раз – неформальную встречу. Как и год назад. 

Подписывайтесь на нас в Telegram

Корреспонденты:
Игорь Тур