Крутой маршрут

Начало весны, так уж повелось, время планирования летнего отдыха. Кто-то ждёт традиционной апрельской туристической выставки, кто-то уже успел выбрать себе тур по системе раннего бронирования. А кто-то, и таких немало, с ностальгией вспоминают про любимые ещё с советских времён направления. К примеру, Крым.

Полуостров вот уже год после референдума находится под юрисдикцией России, чего, как известно, не признаёт Украина. А потому дорога к морю полна неожиданностей. С чем придётся столкнуться по пути и оправдаются ли курортные ожидания?

Такой уик-энд в советское время был мечтой. Как и сам Крым, куда за морем, солнцем и горным воздухом стремились приехать многие. А названия «Гурзуф», «Мисхор», «Феодосия», «Евпатория», «Алушта» и, конечно же, «Ялта» потом с теплотой вспоминали весь год.

Южный берег Крыма – самое популярное место у туристов на всём полуострове. Вот там Алушта, а за этой горой – Артек, Гурзуф, дальше Ялта, Ливадия… В лучшие времена сюда приезжали десятки миллионов туристов. И это только организованные люди, сколько было «дикарей», никто и не помнит. Но то дела давно минувших лет! Сейчас об этих цифрах лишь вспоминают и говорят, что в этом году хорошо, если приедет пять миллионов!

Прошлый сезон в Крыму для местных стал неудачным. Те, кто рассчитывал сдать жильё и угостить туриста лагманом и шашлыком, своих денег не досчитались. Приехали лишь несколько миллионов человек. Одна из причин – возникшая украино-российская граница на Перекопском перешейке. Наша съёмочная группа по пути на полуостров в очереди простояла десять часов. Надо понимать, что это даже не летом, когда начнётся сезон.

А до границы нужно проехать ещё по Украине. Дорога из Киева до Армянска изобилует блок-постами. Люди в военной форме, конечно, присматриваются к автомобилистам, но, в целом, дорогу на юг можно назвать спокойным. Хотя по времени она стала значительно дольше.

Другой путь на машине может пролегать через Россию, но ехать дольше, причём на керченской переправе в сезон огромные очереди – люди ждут сутками. Паром не может вместить всех желающих, а непогода на море заставит ждать ещё больше. Третий способ попасть на полуостров – самолётом через Москву. Но это больше для состоятельных туристов. Ещё один традиционный крымский транспорт – поезд Минск – Симферополь уже канул в историю, его отменили. В общем, добраться до Крыма можно, но потратить на это надо больше денег и больше времени.

От будущего сезона Редван ждёт многого. Он сдаёт квартиры в Ялте, с этого и живёт. В прошлом году, как и все на побережье, заработал меньше.

Редван Ахмедов, арендодатель (г. Ялта): «Белорусов в прошлом году было поменьше, чем в предыдущем, потому что проблемы из-за дороги, многие ехали на машинах. Будет сезон. Уже много заявок на жильё забронировано».

Белорусов в Ялте ждут, как и прежде. Говорят, в быту без претензий, платят исправно, отличаются культурой и честностью. Даже в марте на Ялтинской набережной умудряются зарабатывать на белорусском. Возле морвокзала двадцать палаток раскрашены в красно-зелёные цвета.

Валентина Протасеня, организатор выставки-продажи «Белорусские товары»: « Все товары – высочайшего качества. Сегодня жаль, что нет достаточного количества покупателей, сегодня воскресенье, но они благодарят. У нас мало здесь белорусских палаток. Очень жаль. Мы бы были рады, если бы все товары были белорусскими.

Предприимчивости организаторов можно позавидовать. Ведь белорусского здесь всего процентов десять, остальное – турецкое, российское и китайское. Но продажи нужны, поэтому заманивают качественным и натуральным, а продают совсем другое…

На первый взгляд на полуострове ничего не изменилось. Всё так же возле трасс торгуют крымскими мёдом, вареньем, луком, травяными сборами и чаями. Сезона в прошлом году, говорят, не было…

Одному из самых колоритных символов Крыма – международному детскому центру «Артек» – в этом году исполняется 90 лет. Не было бы белоруса Соловьёва, говорят здесь, не было бы «Артека». Именно Зиновий Соловьёв – врач из Гродно – выступил с инициативой создать международный сначала лагерь, а теперь уже центр.

Юрий Малышев, редактор отдела информационной политики и связям с общественностью международного детского центра «Артек»: «Вот это крытый спортивный комплекс, здесь две чаши бассейн. Напротив будут два лагеря “Янтарный” и “Хрустальный” – они сейчас тоже находятся на капитальном ремонте».

Сегодня здесь кипит, наверное, самая масштабная стройка на всём полуострове. Ремонтируют сразу девять лагерей, один из которых, «Лазурный», уже 26 апреля примет первых детей на оздоровление.

Он начинал работать в «Артеке» обычным вожатым, и несколько лет назад Сергею предложили возглавить один из лагерей. Стройка, говорит, дело хлопотное, но то, что теперь центр стал российским, его не может не радовать – «Артек» будет другим.

Сергей Кобильченко, директор детского лагеря «Лазурный» МДЦ «Артек»: «Будем честны. Раньше такого ремонта у нас не было. Деньги выделялись, но они были нерегулярными, они выделялись на косметический ремонт. Это ремонт капитальный. И всё заменено на новое».

У «Артека» планы обширные. И самое главное – по-прежнему быть международным центром. Но получится ли?.. Международные санкции против России на Крым распространяются едва ли не в первую очередь. С директором «Артека» мы встречаемся поздней ночью в аэропорту Симферополя. Он дважды в неделю летает в Москву: стройка – это ещё и деньги, согласования, бумаги.

Алексей Каспржак, генеральный директор МДЦ «Артек»: «”Артек” – это мир детства, а в мире детства нет границ. Для детей поехать в «Артек» – это достижение, а если взрослые начнут выстраивать границы к этим достижениям, то это будет глупостью. Есть несколько вариантов, при которых дети из любых стран могут быть поощрены путёвками в “Артек”. Это участие в международных конкурсах, это в целом может быть прямая коммерция».

Белорусских ребят на берегу Чёрного моря ждут. Но если организованные группы смогут добраться на полуостров, что делать тем, кто рискнёт приехать самостоятельно, на своей машине?

Евгений Супрунюк, председатель крымского содружества белорусов «Сябры»: «Закрытие границ с Украиной – и возникли проблемы. Лететь через Москву дорого. Дорога получается длинной, приток белорусов стал гораздо меньше. Это мы чувствуем, и нужно принимать кардинальные решения. Договариваться с Украиной или делать прямые рейсы из Минска и снижать цены, чтобы белорусы смогли посещать полуостров».

Гульзара Музафарова, представитель туристической компании (г. Симферополь): «Ожиданий никаких нет, потому что в прошлом году очень много выводов было сделано. Мы затратили много усилий. Ездили на выставки… Опыт показал, что даже приехав с выставки, нам многие сказали: мы подождём. Мой брат ездил в Россию, Казахстан, Узбекистан, сделал низкие цены, всё сделал, но люди ехать не хотят. Причина в нестабильности региона. Никто не знает, что будет завтра».

И в этом есть своя правда. Давайте подытожим, стоит ли отправляться на полуостров. В Крыму не работают международные банковские карты, телефоны белорусских мобильных операторов здесь недоступны – приходится покупать местную сим-карту. Большинство обменных пунктов валюты закрыты. Дорога до Крыма проходит в напряжении, к тому же есть вероятность, что вы отстоите на границе несколько томительных часов на жаре. Ещё один немаловажный нюанс – дороги. А их качество за год не изменилось. Что на другой чаше крымских весов? Всё неизменное – море, солнце, горный воздух. Ехать или не ехать? Вывод напрашивается один: нужно очень сильно любить Крым, чтобы закрыть глаза на все неудобства и ехать туда ради солнца, моря, горно-степного воздуха и, конечно, неизменно гостеприимных людей.

Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзен и Telegram

Корреспонденты:
Анатолий Занкович
Операторы:
Дмитрий Буй
География:
Крым