На этой неделе мировые средства массовой информации внимательно наблюдают за политическим кризисом в Венесуэле. События в Каракасе способны изменить расстановку сил во всём латиноамериканском регионе.
В среду, 23 января, спикер Национального собрания этой страны Хуан Гуайдо провозгласил себя временным президентом Венесуэлы. Николас Мадуро, недавно заступивший на второй президентский срок, назвал происходящее попыткой государственного переворота и обвинил в этом США, разорвав с Вашингтоном дипломатические отношения. В Венесуэле начались массовые беспорядки, в которых на сегодняшний день погибли по официальным данным не менее 16 человек. Сотни манифестантов задержаны. Некоторые государства, в том числе и США заявили о готовности признать Гуайдо президентом. Обстановка накалена до предела. Сегодня ночью прошло экстренное открытое заседание Совбеза ООН по вопросу венесуэльского политического кризиса.
Так что же происходит в Венесуэле? И каков целый комплекс внутренних и внешних причин кризиса?
Если когда-нибудь объявят конкурс на самую невероятную страну, то Венесуэла будет председателем жюри. Ведь там есть всё, чтобы поражать! Потрясающая природа: горы, океан и самый большой в мире водопад. В недрах – вся таблица Менделеева и нефть не течёт разве что из-под крана. Красивые девушки – шесть раз венесуэлки становились мисс мира – больше других!
Венесуэла невероятна и парадоксальна! Супер профессиональная армия и Каракас, где каждые полчаса на улице убивают человека. Инфляция – миллион семьсот тысяч процентов в год. Это когда хлеб сегодня стоит один условный песо, а завтра уже четыре тысячи. И здесь же первая в мире национальная криптовалюта. Венесуэла парадоксальна: здесь люди с фантастической энергетикой способны за пять минут устроить яркий фестиваль. А способны и революцию.
На этой неделе Венесуэла добавила в свой невероятный список ещё один пункт: теперь у неё сразу два президента. Николас Мадуро, вступивший в должность 10 января, и Хуан Гуайдо, объявивший себя Президентом не далее, как в минувшую среду.
На вопрос: «А что, так можно было, взять и провозгласить себя президентом?» Ответил народ. Правда, закончилось всё не очень. 16 погибших – вот первая цена.
Хосе Хоакин Боггиано Периччи, Чрезвычайный и Полномочный посол Венесуэлы в Беларуси: «В Венесуэле идёт попытка государственного переворота, инициированного США. Для нас – это привычная ситуация. С момента прихода к власти ещё Уго Чавеса, Вашингтон неоднократно предпринимал такие попытки. Разумеется, они не демократичны».
У США и Венесуэлы всегда были особые отношения, но о них чуть позже. Посол Венесуэлы в Беларуси, вице-адмирал формулирует всё предельно ясно «государственный переворот». Вернее, его попытка. Теперь вопрос: способен ли 35-летний инженер, который волей случая стал председателем парламента, возглавить теперь и страну?
Хосе Хоакин Боггиано Периччи, чрезвычайный и полномочный посол Венесуэлы в Беларуси: «Человек, который провозгласил себя главой государства, сам был избран в Национальную ассамблею. Он – её депутат! При этом Национальная ассамблея признаёт результаты своих выборов, но отрицает итоги выборов президента и губернаторов. С 1999 года оппозиционные силы то признают, то не признают результаты голосования. Всё зависит от итогов выборов!»
Ох уж эти политические интриги! Но вслед за Венесуэлой, разделился во мнениях и весь мир. Россия, Китай, Турция – за Мадуро, США с союзниками по полушарию за Гуайдо. А большая европейская четвёрка: Франция, Германия, Испания и Великобритания и вовсе удивили. В течение восьми дней в Венесуэле должны быть объявлены новые выборы. То ли заявление, то ли ультиматум. Хотя, примерно так же делала и героиня Фаины Раневской.
Дача в этом контексте – новые выборы. Беларусь за ситуацией наблюдает особенно тщательно. Как никак, Венесуэла – страна-партнёр. Официальный Минск сопереживает очередному витку напряжённости, а Александр Лукашенко в пятничном телефонном разговоре с Николасом Мадуро заверил, что Венесуэла может всегда рассчитывать на поддержку.
Политически Беларусь и Венесуэла связаны очень тесно, ещё со времен Уго Чавеса. Здесь ничего не меняется – взгляды общие.
Теперь о той самой пресловутой большой политике. Вашингтон и Каракас бранятся регулярно – уж слишком разные взгляды. Но в этот раз ставки самые высокие. Дональд Трамп и вице-президент Майк Пенс пошли ва-банк и пошли на Венесуэлу. И варианты у них есть на все случаи жизни. Официального предложения о женитьбе не делали, но кружить в танце и душить в объятиях – обещают.
Звучит интересно. Примерно так же, как и про дачу. Помните? Вот здесь похоже – это, как если бы вам мужа или жену вдруг выбрал малознакомый житель другой страны. А что же ООН? Та самая структура, которая призвана защищать мир. В субботу Совет безопасности принял американское предложение к рассмотрению. Посмотрим. Хотя непонятно, как Венесуэла угрожает мировой безопасности?
В Древнем Риме при рассмотрении судебных тяжб родилось выражение: «ищи, кому выгодно». Что же, давайте искать вместе. И смотреть.
Как качается нефть, можно смотреть бесконечно. По разведанным запасам этого сырья, Венесуэла уверенный лидер на планете. Первое место. Углеводородов в этой земле больше, чем в США, на Ближнем Востоке и в России.
302 миллиарда баррелей или четверть всей нефти на планете – это в Венесуэле. Можно только представить, какую прибыль принесут такие ресурсы, даже если баррель будет не по 100, а по 60 долларов, как сейчас. Ещё можно представить, как изменится цена на нефть, если её станет больше на мировом рынке. Смена лидера повлечёт за собой пересмотр поставщиков продовольствия и того же оружия. Страну-то нужно охранять. Что касается политики, то на американском континенте, от Севера до Юга, стран, разделяющих социализм, осталось всего три: Венесуэла, Куба и Никарагуа. Раньше было больше, но постепенно те, кто не определился, всё-таки сделали свой рыночный выбор. И на десерт. В социальных сетях facebook и Instagram с аккаунта Николаса Мадуро убрали голубую галочку – значок, подтверждающий подлинность страницы. А у аккаунта «самовыдвиженца» Хуана Гуайдо, напротив, она добавилась. Неужто Марк Цукерберг тоже сделал выбор? А так можно?
Но всё это с приставкой «если». Если Хуан Гуайдо всё-таки станет президентом. Для этого ему нужно сделать последний и решительный шаг: склонить на свою сторону силовиков. А они пока остаются верны Николасу Мадуро. Это очень важно! Военный блок в Венесуэле – самая серьёзная и самая влиятельная сила.
Но даже, если курс и сменится, это ровным счётом ничего не означает. Венесуэла – страна невероятная и парадоксальная. И способна на всё. Она даже сама не знает, на что способна.
Подписывайтесь на нас в Telegram