Этот объект, как и княжеский замок, входит в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Сложная ситуация уже на контроле у Министерства культуры.
Создана специальная группа из реставраторов и гидрологов. В ближайшие дни они прибудут на место. А пока, как по классике: «спасение утопающих – дело рук самих утопающих».
Апостол Пётр ходил по воде. «А вы, захватили сапоги?» – под фигурой святого спрашивает настоятель прихода. Сегодня каноник – без рясы. С ежеминутной молитвой – про себя – о спасении 70 усопших и самого места упокоения Радзивиллов. Столь влажно в крипте не было лет сто.
Ксёндз Пётр Шарко, настоятель прихода Божьего Тела в Несвиже: «Cцены замакаюць і ёсць шанец, што і грыбок можа пайсці. Але для саміх саркафагаў няма зараз пагрозы. Бо, як вы бачаце, Радзівілы можа прадбачылі: тут прыкладна на сантыметраў 20-25 падвышэнне».
За минувшие сутки ушло около 140 вёдер. Сложно подсчитать сколько накапало с 7 марта. О чрезвычайной ситуации тут же сообщили собственнику объекта – райисполкому. Сегодня даже дренажный насос не справляется с бедой. Вода прибывает. Она, на взгляд хозяев, не талая.
Александр Круглик, начальник отдела Несвижского райисполкома: «Вызвали представителей организации, по проекту которой проводилась гидроизоляция костёла. Смогут предоставить нам какие-то рекомендации для устранения».
С 2011 года костёл на реставрации. Особо ответственной. Ведь это – и первый памятник барокко в Восточной Европе, и объект, охраняемый ЮНЕСКО. Одна из версий – мокрое место потому, что вокруг открытый мягкий грунт. Спустить воду из крипты сложнее, чем от колокольни.
Владимир Змушко, генеральный директор предприятия «Белреставрация»: «Интенсивные консультации на этот счёт. Уже выработаны определённые решения. Здесь намерена группа быть уже в среду. Делать на месте заключения. Внешние признаки – стены сухие».
Летом некрополь исследовала белорусско-литовская комиссия. Выявили и изъяли из саркофагов саблю князя «Рыбоньки» и фрагмент литого пояса «Пане Коханку». Сейчас артефакты в фондах музея. Спасательная археология – сегодня ответ тем, кто тогда вопрошал «зачем?»
Марина Войтович, главный хранитель фондов Национального музея-заповедника «Несвиж»: «Всего нам было передано на постоянное хранение 92 предмета: очень много обуви, предметы одежды. К осени планируем отвести в Реставрационный центр имени Гудинаса».
Если из небытия вернули столь хрупкие предметы, то и с криптой – хочется верить справятся. С 1616 года Радзивиллы (их потомки, кстати, следят за ситуацией из Варшавы), покоятся под этими сводами. И уже 425 лет стоит храм. Сегодня каноник с водной фамилией «Шарко» – без рясы. Служба во спасение.
Накануне ЮНЕСКО опубликовало список 15 объектов, которые находятся под угрозой исчезновения из-за изменения климата. Успокоим – Несвижского костёла в нём нет. Сейчас крипта закрыта для посещения туристами. Отворят... Пока, говорят, только Богу известно когда.
Подписывайтесь на нас в Telegram