Криминальные 90-е против мирных современных. Куда исчезли дворовые группировки?

Многие помнят тот жестокий мир – растерянность и неизвестность

Криминальные 90-е против мирных современных. Куда исчезли дворовые группировки?

Лет 30-40 назад правосудие вершили бы скорее на улицах. Из всех законов там работал лишь закон силы. Двор, улица, фонарь… И горе тому, кто ошибся районом. Многие помнят тот жестокий мир – растерянность и неизвестность, когда казалось, что всей стране до пропасти один шаг.


А кто не знает – «Слово пацана» расскажет. Российский сериал по мотивам тех дней наделал шума. Потерянные жизни и судьбы. Смотришь и понимаешь: хорошо, что то время прошло. И лишь бы не вернулось. Но кому-то те лихие все же по душе… Волна подражания уже всколыхнула Россию. В Беларуси такой романтики не рады.

Криминальные 90-е против мирных современных.

Нашумевший сериал про уличные банды 80-90-х годов Татарстана. Казанский феномен тогда потряс страну подростковой кровожадностью. Об этом писали газеты.

Время было такое. Большую страну, которая в хаосе перемен оказалась на грани развала, столкнулась с экономическими сложностями, буквально захлестнула вона насилия. Не жили, выживали… Уличные войны между районами тогда прошлись по многим городам Союза. Не обошла эта волна и Беларусь. Да так, что наложила отпечаток на тысячи судеб.

Если ты чужак с другого района, отхватить запросто можно было на тех же Шабанах.

Как правило, название своего района группировки отмечали на стенах и заборах. Сегодня многие очевидцы и участники тех событий не хотят даже вспоминать эпизоды бурной молодости.

Те, кому есть что рассказать, просят не показывать лица. Без объяснения причин. Алексею, чтобы спокойно ходить по району, необходимо было доказать свое право на слово.

Петр – участник дворовых сражений 90-х. За район стоял и в мелких, и крупных стычках. Вовремя одумался. Говорит, уже тогда понимал, дело – гиблое. Но жестокие законы улицы так просто не отпускают.

Сегодня о тех временах написал несколько картин. Пишет книгу – никакой романтики, одна жестокая правда. Как напоминание о ней – коллекция фотографий пацанов из разных районов своего, небольшого города. Знает судьбу каждого на снимке.

Отсидел, спился, умер от наркотиков, погиб в драке или без вести пропал – итог жизни многих улыбающихся парней на фото. Хоть они и были с кулаками, к жизни оказались не готовы.

Сухарь! Этого авторитета в лихих 90-х боялись в Лиде. Некоронованный король вскоре сел за «длинные руки». Арестовывали грозу разборок неоднократно. Он – один из немногих на фото, кто остался жив. Мы попытались пообщаться.

Мужчина – на учете у социальных служб с багажом недугов и вредных привычек. Такова история многих «героев» улиц. Но, как же так, ведь они были частью одной, казалось бы, дружной бригады. Но в том-то и дело, что только казалось…

Пацанские дворовые разборки в 90-е имели печальные последствия – участники группировок стали сколачиваться в банды. Преступления стали серьезнее и кровожаднее. Терроризировали бизнес, крышевали и рэкетировали предпринимателей, щупальца потянулись во все сферы. Казалось, эту волну не остановить. Системно решать проблему взялись в 92-м году, когда в Беларуси появилось Управление по борьбе с организованной преступностью.

Жесткий отпор бандиты получили в середине 90-х. С преступностью нужно было кончать – это было волевое решение первого Президента страны. Бойцы спецподразделений с преступниками не церемонились. Некоторых ликвидировали при задержании. Генерал Николай Карпенков тогда боролся, в том числе и с бандами, будучи в «Алмазе» и ГУБОПе.

Яд из белорусского общество выходил постепенно. Больше не дрались за районы, но отстаивали боями музыкальные предпочтения. Любители почесать кулаки стали группироваться в фанатские футбольные тусовки. Это, пожалуй, последние проявления диких уличных законов. Закат разборок пришелся на начало уже нынешнего века.

Все те, кто прошел через уличные драки, да и просто помнит те времена, не хотят их возвращения. Да и оперативники сегодня, как никогда, держат руку на пульсе. И тем, кто хотя бы помыслил сколотить группировку «по понятиям», тут же указывают на место. Вот так война криминального авторитета Кушнера закончилась, едва начавшись. На сходке в Лиде.

Сегодня с улиц и подъездов преступники перебрались в Интернет и социальные сети. И там ведется кропотливая работа. Правоохранительные органы реагируют не только на правонарушения, но даже предпосылки к ним.

Как бы там ни было, жуткое возвращение в 90-е больно смотреть даже в кино. «Слово пацана» – самый обсуждаемый сериал года в России. Подростки копируют его героев, некоторые взрослые требуют запретить. Создатели говорят, мол, хотели показать, что «преступление не может быть безнаказанным». Но зло, что в жизни, что на экране, порождает еще большее зло. В начале декабря в Иркутске был убит 15-летний подросток – он погиб в драке на автобусной остановке. Буквально пару дней назад в Брянске ученица школы устроила стрельбу с жертвами и ранеными – ее унижали одноклассники. И сколько еще таких случаев… Совсем недавно родители беспокоились, что их дети зависают в смартфонах и компьютерах. Сегодня самое время поинтересоваться, с кем ребенок идет гулять. В правоохранительных органах заверяют, массовых ошибок прошлого не повторится. Сил и средств хватит. А вот кому по душе хаос 90-х, кто и зачем о нем сегодня вспоминает, лучше выяснить пораньше.

Фото: кадр из сериала «Слово пацана»

Подписывайтесь на нас в Telegram

Корреспонденты:
Александр Плескачёв
География:
Беларусь