Мир витебских «муз»: открылась выставка женских портретов Юделя Пэна

Мир витебских «муз»: открылась выставка женских портретов Юделя Пэна

Витебские «музы» Юделя Пэна отражаются в зеркале Мира. Выставка женских портретов знаменитого художника рубежа XIX и XX веков открылась сегодня. Эти картины редко покидают город на Двине, который мэтр реализма рисовал также тщательно, как человеческое лицо. 


Хозяйки светских салонов Витебска, который остался только на полотнах Пэна, сегодня в Слоновом зале замка. Здесь, как и раньше, принимают «дорогих» гостей. Эти «краски» в белорусском Мире – впервые. Лайфхак от музейных хранителей.

Елена Денис, заведующая отделом музея «Замковый комплекс «Мир»: «Издали мы видели, например, вуаль на даме. А если приближаешься к картине, рассматриваешь её более детально, то просто чёрные точки, которые наносил автор. Таким образом создавал эффект вуали. То есть, Пэна лучше смотреть на расстоянии. Работы были предварительно подготовлены реставраторами витебского музея».

25 холстов – это лишь часть самой большой в мире коллекции произведений выпускника Санкт-Петербургской академии художеств. 125 лет назад Пэн покорил другую «Северную столицу». С него началась «Витебская школа» в искусстве. 

Выставка «Прекрасное отражение». Сам Пэн называл эти портреты «хорошенькими головками». Художник нарисовал мир витебских «муз», аналога которому не найти даже у его ученика – Шагала.

Хорошо знакомая фраза «красота спасёт мир». Эту – саму чудом сберегли. До 1941-го картины – в собрании именной витебской галереи. 80 лет назад успели эвакуировать в Саратов. После войны – «переезд» в Минск. Скоро 30 лет, как вернули городу на Двине. 

Ольга Новицкая, заместитель директора музея «Замковый комплекс «Мир»: «Передали 45 вееров, датированных XVIII – началом XX вв. Именно подобные обменные выставки дают возможность новому кругу зрителей представить многообразие культурного наследия, которое хранится в белорусских музеях. До этого у нас не было совместных проектов с Витебским регионом».

Не было бы счастья, да несчастье помогло. Мировой локдаун активизировал контакты между культурными институциями внутри страны. «Лицо» всей экспозиции – «Портрет женщины». Имя забыто, а образ сохранён в веках кистью живописца, изменившего мир.  

Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзен и Telegram