Более 200 новых станков. Таким оборудованием сегодня может похвастаться далеко не каждое текстильное производство, даже европейское. Из старого, ещё советского, здесь разве только стены и название. Во времена Союза барановичская фабрика процветала: недорогие ткани (ситец, фланель, сатин) отгружали вагонами.

Поговорим о том, куда идёт валюта, которую мы сохраняем, не вступая в биржевую игру.

Более 200 новых станков. Таким оборудованием сегодня может похвастаться далеко не каждое текстильное производство, даже европейское. Из старого, ещё советского, здесь разве только стены и название. Во времена Союза барановичская фабрика процветала: недорогие ткани (ситец, фланель, сатин) отгружали вагонами. Швейное производство появилось только в 2000-х годах, но к тому моменту гигант отечественного легпрома уже увяз в долгах.

Это сегодня управлять 10-метровым станком в печатном цехе Людмила Смирнова может лёгким движением руки. Но она хорошо помнит дни, когда руки опускались: оборудование сыпалось на глазах, зарплаты едва хватало на еду, качество продукции было, мягко говоря, сомнительным – на хорошее сырьё у предприятия просто не хватало денег. Прошло меньше трёх лет, и сегодня Людмиле не то что не стыдно за своё – она может сравнивать.

Людмила Смирнова, работник Барановичского производственного хлопчатобумажного объединения: «Это чистый хлопок. Привозили и польское, и российское – слабоватенькие будут против наших комплектов».

Конечно, без господдержки выйти из финансовой и технологической комы предприятие не смогло бы. За последние пять лет в техническое перевооружение вложили 130 миллиардов рублей. Увеличились мощности: один новый станок в состоянии заменить 10 старых, на треть сократилась себестоимость производства. Предприятие стало более компактным. Курировал модернизацию Михаил Мясникович, в недавнем прошлом премьер-министр.

Михаил Мясникович, председатель Совета Республики Национального собрания: «Если раньше предприятие производило такие дешёвые ткани – ситечки или бязь, то сегодня производит всю широкую гамму: и сатин, и жаккардовые ткани и поплиновые. В принципе, иногда модернизацию там критикуют, упражняются о том, что надо, не надо. Всё, конечно, надо делать с умом. Я считаю, что здесь комплексная модернизация».

И всё же окончательный вердикт – за Президентом. Посещая объединение, Александр Лукашенко, как это было уже не раз, изменил предложенный маршрут, чтобы посмотреть изнанку барановичского текстиля. Предприятие ещё в процессе модернизации, и далеко не в каждом цеху новое и современное оборудование. Где-то цеховое пространство вообще пустует, что, по мнению Президента, недопустимо: каждый метр полезной площади должен приносить доход. Ещё одно требование – полная занятость. Дорогостоящее оборудование не должно простаивать. В начале года у предприятия были проблемы, из-за обвала российского рубля заказы сократились. Сейчас рынок пусть и робко, но стабилизировался: спрос есть, а значит, есть и работа.

Почти треть своей продукции барановичские текстильщики отгружают на экспорт. За пять лет внешние продажи нарастили в пять раз. Обновили не только оборудование, но и команду маркетологов. Сегодня здесь используют возможности и реального, и виртуального рынков: в прошлом году через Интернет продали тканей на миллиард рублей.

Сафи Ильяз, зам. директора по маркетингу Барановичского производственного хлопчатобумажного объединения: «На сегодняшний день, если мы говорим про рынок Европейского союза и рынок Америки, конечно, там в первую очередь люди обращают внимание на качество, упаковку продукции, как этот продукт преподносится. Обязательное требование, если вы входите на рынок ЕС и США, – это маркетинговый бюджет. Вы должны оказывать маркетинговую поддержку любому продукту. Сегодня такое требование».

Постельное белье с климат-контролем, столовое – с эффектом лотоса. Это не рекламные уловки, а уже вполне реальная и осязаемая продукция. Наноткани – мечта любого ресторатора. Ничего подобного, убеждают в Барановичах, по крайней мере, в СНГ ещё не было.

Раиса Ромейко, главный технолог Барановичского производственного хлопчатобумажного объединения: «На поверхности ткани образуют маленькие иголочки, которые так заряжены, что они от себя отталкивают все виды загрязнений».

Майонез, кетчуп, мёд – благодаря специальной пропитке очистить такую скатерть можно не только водой, но и красным вином, если не жалко, конечно.

Работать и зарабатывать, сокращать издержки и себестоимость, отказываться от полуфабрикатов в пользу готовых изделий... Основные правила успешного бизнеса едины для всех. Здесь, в Барановичах, государственными инвестициями распорядились продуманно: в этом году объединение сработало пусть с небольшой – всего 2,5%, но всё же прибылью. Но только этим задачи не исчерпываются.

В этом непростом с точки зрения экономики году отечественный легпром перестал жаловаться на нелегкую долю. Средняя рентабельность – почти 6%. И это при том, что прошлый год завершили с убытками.

Сегодня концерн объединяет 78 крупнейших производителей текстильной, трикотажной, швейной и кожевенно-обувной отраслей, есть своя торговая сеть, научно-исследовательские организации. Совсем недавно в «Беллегпром» приняли гродненское предприятие «Конте Спа». Вполне успешная частная компания сама инициировала этот шаг. Подстраховалась в кризисные времена? Возможно и так. Но ведь у слабых поддержку не ищут. Только у надёжных.

Есть такая африканская пословица: хочешь идти быстро – иди один. Хочешь идти далеко – иди вместе с кем-то. Особенность лёгкой промышленности в том, что она имеет отношение к моде – очень переменчивой категории. Двигаться нужно быстро. Почему же тогда предприятия лёгкой промышленности Беларуси предпочитают объединяться? В том числе и этот вопрос обсуждали в студии «Контуров» с председателем концерна «Беллегпром» Николаем Ефимчиком.


Подробности – в видеосюжете нашего корреспондента

Подписывайтесь на нас в Telegram