Кодекс корпоративной этики: разобрались, что это такое и нужен ли он вообще

Кодекс корпоративной этики: разобрались, что это такое и нужен ли он вообще

Соблюдение в компании четко прописанного корпоративного кодекса не только облегчает задачу управленцам, но и помогает сотрудникам. 


Этический кодекс – это система правил и норм поведения, которые разделяют участники определённой группы: социальной, профессиональной или этнической. Кстати, первыми универсальными моральными кодексами считаются своды религиозных правил – 10 заповедей Ветхого Завета. А вот первый профессиональный этический кодекс – клятва Гиппократа – и по сей день является кодексом профессиональной этики врачей. Сейчас популярностью пользуются корпоративные этические кодексы. А корпоративная этика – один из важнейших разделов такого кодекса.

Ирина Лещинская, доцент кафедры философии культуры факультета философии и социальных наук БГУ: «Историю становления корпоративной этики обычно связывают с эпохой Средневековья, когда были созданы профессиональные объединения купцов и ремесленников. Цеховые образования, гильдии купцов, которые призваны были защищать привилегии и интересы своих членов. Кроме того, они должны были поддерживать так называемый корпоративный дух. Каждая корпорация имела свой герб, свою специфическую форму одежды и своего святого как покровителя». 

Корпоративная этика – это система нравственных принципов, норм поведения и ценностей, которые призваны регулировать отношения внутри определённой социальной группы. Основами корпоративной этики компании являются: 

  • ценности, которые разделяет каждый сотрудник;
  • следование общей миссии компании;
  • вера в успех компании;
  • продуктивное сотрудничество между работниками, позволяющие достигать общих целей;
  • карьерное развитие: тренинги, курсы, повышение квалификации;
  • мотивация, оценка работы, вознаграждение;
  • нормы делового поведения, стиль одежды.

Кстати, чтобы сформировать взаимосогласованную работу внутри коллектива, очень важно соблюдать основные принципы.

Ирина Лещинская, доцент кафедры философии культуры факультета философии и социальных наук БГУ: «Очень важен принцип справедливости, который является фундаментальным принципом. Справедливость – это понятие, в котором отражено соответствие между деянием и воздаянием, в частности, между правами и обязанностями, между трудом и вознаграждением, между заслугами и их признанием. Очень важно, чтобы такой принцип справедливости соблюдался по отношению к каждому члену группы».

Каждый сотрудник, который приходит в компанию, должен следовать основным правилам культуры. Соблюдение корпоративной этики даёт много преимуществ компании, которые будут выгодно выделять её среди других. И, конечно, важно иметь собственный корпоративный стиль. 

Ирина Барсук, заведующая кафедрой философии культуры факультета философии и социальных наук БГУ: «Корпоративный стиль может включать много элементов, но базовыми можно назвать следующие: логотип, фирменный знак, корпоративный цвет, полиграфическая продукция, рекламные материалы, сувенирная продукция – этот перечень можно продолжать бесконечно. В каждой компании формируется служебный этикет как совокупность принятых в организации правил поведения, основанных на общепринятых нормах делового этикета». 

Кстати, считается, что наличие у компании кодекса корпоративной этики – общемировой стандарт ведения бизнеса. Главная задача – создать комфортные условия труда и благоприятную атмосферу в компании. 

Подписывайтесь на нас в Telegram

Корреспонденты:
Полина Бойко
География:
Беларусь