Италия, Германия, Испания – в каждой из этих стран уже более 100 тысяч заболевших, на тысячи идет счет погибших. В Беларуси на счету каждый заболевший, и боремся за жизнь каждого. Но почему такая разница? Почему крепкая система здравоохранения западных стран дала сбой?
Ответ попытались найти врачи клиники имени Папы Иоанна в Бергамо – это там, где пандемия бушевала особенно люто. Вот как медики описывают происходящее: «Ситуация мрачная, и нам пришлось снизить стандарты здравоохранения. Койку интенсивной терапии пациентам приходится ждать часами. Пожилых пациентов не реанимируют, они умирают без надлежащей паллиативной помощи, а их семьи извещаются по телефону».
А вот выводы, к которым пришли медики клиники: «Традиционно западные системы здравоохранения ориентированы на пациента, но эпидемия требует изменить подход в пользу помощи, ориентированной на общество в целом. Мы уже усвоили на собственном горьком опыте, что нам нужны санитарные врачи и эпидемиологи, но ни национальные или региональные власти, ни руководство больниц не уделяют этой проблеме должного внимания».
Действительно, тренд медицины развитых стран – индивидуальный подход. В больницах оказывается высокотехнологичная помощь, а восстанавливаться пациент уходит домой. Естественно, больницы не предназначены для изоляции.
И на Западе все чаще вспоминают принципы ранней советской медицины времен наркома Николая Семашко. Ее основной целью было преодоление эпидемий. В Беларуси эту практику сохранили. В больницах предусмотрены условия для распределения потоков и изоляции пациентов. Функционирует санитарно-эпидемиологическая система.
Проанализируем такой показатель, как смертность. Каждый день в Беларуси совершенно по разным причинам (в том числе – от болезней) умирают примерно 350 человек. Это данность. Конечно, у каждого своя история болезни, но в последнее время большинство белорусов интересует лишь один диагноз.
Благодаря стараниям наших врачей, COVID-19 в заключениях о смерти встречается реже, чем у большинства европейских соседей. Услышав эти слова, вероятно найдутся те, кто скажет: «А можем ли мы доверять цифрам Минздрава, запишут "пневмония" и дело с концом?»
А теперь подумайте. Можно ли скрыть всплеск смертности, если вся статистика как на ладони. Вот данные за первый квартал прошлого года и за те же три месяца нынешнего: умерло почти на 4 % меньше.
Что касается болезней, то самая высокая летальность от болезней кровообращения – больше 18 тысяч случаев. И здесь есть небольшое, но снижение в 3%. На втором месте – онкология. Немало жизней уносят болезни нервной системы. А также органов дыхания. Здесь самое заметное снижение (по сравнению с 2019 годом) – минус 20%. Меньше было и летальных пневмоний.
А теперь сравните: 18 тысяч смертей от инсультов, инфарктов, других болезней кровообращения и 26 смертей от коронавируса. Это должно отрезвлять!
И вот почему на совещании во Дворце Независимости речь шла и о том, что нельзя сегодня забывать и о лечении других заболеваний.
А паника, которая нагнетается вокруг темы COVID, действительно может вызвать стресс и снизить иммунитет.
Подписывайтесь на нас в Telegram